Отмена ввозных пошлин на автокомплектующие не грозит пока российскому автопрому. Премьер-министр Фрадков приостановил подписание соответствующего постановления, решив внять просьбам автолоббистов.
«ЭЖ» (№ 6, с. 36) уже рассказывала о рекомендации Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике относительно автокомплектующих. Напомним, что тогда планировались отмена и снижение до 3—5% импортных пошлин на часть автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки.
Проект снижения пошлин на комплектующие разрабатывается в Минэкономразвития, Минфине и Минпромэнерго уже более года. Таким образом планируется стимулировать рост отечественного автопрома. В МЭРТ и Минфине надеются на то, что такая мера поможет развить сборку автомо- билей и увеличить ее объемы и тогда западные производители комплектующих начнут переносить свое производство в Россию. Виктор Христенко, глава Минпромэнерго, считает, что хотя бы частичное снижение таможенных барьеров поможет развитию производства основных узлов и агрегатов внутри России.
На известие о возможном снижении пошлин представители Объединения авто- производителей России (ОАР) отреагировали письмом в адрес премьер-министра. По мнению руководителей ведущих российских автомобилестроительных компаний, таких как ОАО «РусПромАвто», ОАО «АВТО- ВАЗ», ОАО «КамАЗ», АМО «ЗИЛ», такой шаг правительства может привести к негативным последствиям для российского автопрома. Также они заявляют, что иностранные производители автокомпонентов, создавшие свои производства в России, могут закрыть предприятия по экономическим соображениям, а автосборочные производства в нашей стране будут обеспечивать прямыми поставками комплектующих из-за рубежа.
Руководство ОАР отмечает также, что в современной автомобильной промышленности основная трудоемкость и рабочие места сосредоточены прежде всего в производстве автокомпонентов. «Отечественная автомобильная промышленность располагает хотя и достаточно мощной, но в значительной степени монополизированной подотраслью производства автокомпонентов, которая нуждается в крупных инвестициях. Одной из самых существенных мер, способствующих привлечению инвестиций, является, как известно, точно выверенная таможенно-тарифная политика», — подчеркивается в обращении премьер-министру.
В Минэкономразвития не разделяют опасений российских автопроизводителей. Там считают, что подобное снижение пошлин на комплектующие не несет угрозы отечественному производству. Тем более что оно касается только компонентов для промышленной сборки, все остальные, в частности ввозимые для свободного обращения на вторичном рынке, будут облагаться ныне действующими ставками пошлин. Как пояснил «ЭЖ» заместитель директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренко, проект постановления предполагал, что промышленные автосборщики будут получать в Минпромэнерго сертификат, позволяющий воспользоваться льготной ставкой таможенной пошлины при ввозе комплектующих.
Однако Михаил Фрадков прислушался к мнению участников авторынка и отложил подписание постановления, поручив Герману Грефу, главе Минэкономразвития, встретиться с директорами автозаводов и отчитаться о результатах.
По мнению А. Кушниренко, любые решения в области автопрома принимаются долго. В сложившейся же ситуации возможно уточнение списка комплектующих, а также принятие такого постановления на 9 месяцев, чтобы потом по результатам его работы можно было принимать дальнейшие решения.