Обратная сторона инфляции

| статьи | печать

За два месяца потребительские цены выросли на 3,9%.Но еще тревожнее, и на это мало кто обратил внимание, что стоимость минимального набора продуктов питания с начала года увеличилась на целых 5,2%!

Это очень много. Если посмотреть на данные таблицы, то бросается в глаза: темп роста цен на продтовары по сравнению с промтоварами в 4 раза выше. Это означает, что, расплатившись по услугам ЖКХ (рост 24,1%), оставшиеся деньги население в основном потратило на покупку продуктов питания. Резко подорожали (и это только за февраль) картофель (7,3%), морковь (7,6), капуста (15,8%). А ведь это основные товары национальной кухни для большинства россиян. Всего же плодоовощная продукция подорожала на 11,5%. Но долго так расти она не сможет. Во-первых, население (кошельки не резиновые) вначале сократит ее потребление, а во-вторых (калории-то получать надо), перейдет на более дешевые продукты (хлеб, крупу, макароны и т. д.). Так что по ряду позиций потребительских товаров в марте, вероятнее всего, возможен спад спроса. В этой связи производителям, и особенно продавцам, надо внимательно следить за конъюнктурой цен не только своих, но и взаимозаменяемых товаров. Особенно продовольственных (ведь они имеют свойство быстро портиться).

Для ориентира приведем данные по инфляции в странах ЕС. В январе (в месячном исчислении) в 25 государствах ЕС наблюдалась дефляция в 0,5%, а в годовом исчислении (с января 2004 года по январь 2005 года) — инфляция всего 2,0%. Причем наибольший «вклад» дали Латвия (6,7%), Эстония и Греция (по 4,2) и Венгрия (3,9). А наименьший — Нидерланды (1,3%), Дания (0,8), Швеция (0,5%). У Финляндии в январе (в годовом исчислении) вообще зафиксировано снижение цен на 0,2%.

К слову, с финнами у нас много общего (граница, климат, любовь к спиртному). А вот умение управлять инфляцией почему-то, к сожалению, разное…

в процентах


Январь 2005 г.

Февраль 2005 г. к декабрю 2004 г.

Всего, в т. ч.

101,2

103,9

Продтовары

101,4

102,8

Хлеб и хлебобулочные изд.

100,4

100,9

Крупа и бобовые

99,6

99,3

Макаронные изделия

100,5

101,1

Мясо и птица

102,3

104,4

Рыба и морепродукты

102,1

103,9

Молоко и молочная продукция

101,2

102,5

Масло сливочное

100,8

101,9

Масло подсолнечное

100,6

101,3

Плодоовощная продукция

106,1

111,5

Сахар-песок

99,5

98,8

Алкогольные напитки

100,9

101,8

Промтовары

100,4

100,7

Ткани

100,5

101,1

Одежда и белье

100,5

101,0

Трикотажные изделия

100,6

101,3

Обувь

100,3

100,2

Моющие и чистящие средства

100,5

101,1

Табачные изделия

100,5

101,2

Электротовары и другие бытовые приборы

100,3

100,8

телерадиотовары

100,0

100,2

Бензин автомобильный

99,8

98,1

Медикаменты

100,3

100,3

Платные услуги населению

102,2

111,2

Жилищно-коммунальные

104,0

124,1

Медицинские

102,0

104,3

Пассажирского транспорта

100,8

105,2

Связи

100,0

100,5

Организаций культуры

101,4

104,5

Санаторно-оздоровительные

100,4

102,7

Дошкольного воспитания

104,5

114,4

Образования

101,0

102,1

Бытовые

102,0

103,6