За два месяца потребительские цены выросли на 3,9%.Но еще тревожнее, и на это мало кто обратил внимание, что стоимость минимального набора продуктов питания с начала года увеличилась на целых 5,2%!
Это очень много. Если посмотреть на данные таблицы, то бросается в глаза: темп роста цен на продтовары по сравнению с промтоварами в 4 раза выше. Это означает, что, расплатившись по услугам ЖКХ (рост 24,1%), оставшиеся деньги население в основном потратило на покупку продуктов питания. Резко подорожали (и это только за февраль) картофель (7,3%), морковь (7,6), капуста (15,8%). А ведь это основные товары национальной кухни для большинства россиян. Всего же плодоовощная продукция подорожала на 11,5%. Но долго так расти она не сможет. Во-первых, население (кошельки не резиновые) вначале сократит ее потребление, а во-вторых (калории-то получать надо), перейдет на более дешевые продукты (хлеб, крупу, макароны и т. д.). Так что по ряду позиций потребительских товаров в марте, вероятнее всего, возможен спад спроса. В этой связи производителям, и особенно продавцам, надо внимательно следить за конъюнктурой цен не только своих, но и взаимозаменяемых товаров. Особенно продовольственных (ведь они имеют свойство быстро портиться).
Для ориентира приведем данные по инфляции в странах ЕС. В январе (в месячном исчислении) в 25 государствах ЕС наблюдалась дефляция в 0,5%, а в годовом исчислении (с января 2004 года по январь 2005 года) — инфляция всего 2,0%. Причем наибольший «вклад» дали Латвия (6,7%), Эстония и Греция (по 4,2) и Венгрия (3,9). А наименьший — Нидерланды (1,3%), Дания (0,8), Швеция (0,5%). У Финляндии в январе (в годовом исчислении) вообще зафиксировано снижение цен на 0,2%.
К слову, с финнами у нас много общего (граница, климат, любовь к спиртному). А вот умение управлять инфляцией почему-то, к сожалению, разное…
в процентах
|
Январь 2005 г. |
Февраль 2005 г. к декабрю 2004 г. |
Всего, в т. ч. |
101,2 |
103,9 |
Продтовары |
101,4 |
102,8 |
Хлеб и хлебобулочные изд. |
100,4 |
100,9 |
Крупа и бобовые |
99,6 |
99,3 |
Макаронные изделия |
100,5 |
101,1 |
Мясо и птица |
102,3 |
104,4 |
Рыба и морепродукты |
102,1 |
103,9 |
Молоко и молочная продукция |
101,2 |
102,5 |
Масло сливочное |
100,8 |
101,9 |
Масло подсолнечное |
100,6 |
101,3 |
Плодоовощная продукция |
106,1 |
111,5 |
Сахар-песок |
99,5 |
98,8 |
Алкогольные напитки |
100,9 |
101,8 |
Промтовары |
100,4 |
100,7 |
Ткани |
100,5 |
101,1 |
Одежда и белье |
100,5 |
101,0 |
Трикотажные изделия |
100,6 |
101,3 |
Обувь |
100,3 |
100,2 |
Моющие и чистящие средства |
100,5 |
101,1 |
Табачные изделия |
100,5 |
101,2 |
Электротовары и другие бытовые приборы |
100,3 |
100,8 |
телерадиотовары |
100,0 |
100,2 |
Бензин автомобильный |
99,8 |
98,1 |
Медикаменты |
100,3 |
100,3 |
Платные услуги населению |
102,2 |
111,2 |
Жилищно-коммунальные |
104,0 |
124,1 |
Медицинские |
102,0 |
104,3 |
Пассажирского транспорта |
100,8 |
105,2 |
Связи |
100,0 |
100,5 |
Организаций культуры |
101,4 |
104,5 |
Санаторно-оздоровительные |
100,4 |
102,7 |
Дошкольного воспитания |
104,5 |
114,4 |
Образования |
101,0 |
102,1 |
Бытовые |
102,0 |
103,6 |