Представители власти и бизнеса высказались за скорейшую интеграцию электронных конкурсных механизмов в бюджеты всех уровней.
Государственные закупки — самый эффективный инструмент поддержки национального производителя товаров и услуг во всем мире. В нашей же стране он до сих пор является одним из больнейших вопросов взаимодействия власти и бизнеса, так как в основном способствует лишь развитию коррупции.
1/5 часть закупок продукции для государственных нужд осуществляется в РФ на конкурсной основе (преимущественно — закрытая форма).
10–20% — уровень снижения стартовой цены в результате проведения конкурсных торгов с целью размещения госзаказа.
Вместе с тем сложившаяся ситуация с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (на общую сумму не менее 1 трлн рублей в год) не такая уж и безнадежная. «Проявку негатива», согласно выступлениям чиновников и предпринимателей за «круглым столом» в Торгово-промышленной палате РФ, вполне реально осуществить посредством совершенствования нормативной базы.
Прежде всего необходимо скорейшее принятие нового федерального закона, регулирующего процедуру госзакупок (на сегодняшний день прошло только первое чтение в Госдуме), который призван заменить безнадежно устаревший нормативный акт 1999 года. При этом, по мнению участников мероприятия, правительственный законопроект требует ряда доработок. Подготовленные предпринимателями поправки должны внедрить и подробно прописать в документе порядок конкурсного размещения государственного заказа в электронной форме (с использованием сети Интернет).
Предлагаемая схема довольно проста. Извещение о конкурсе (содержащее в том числе название сайта уполномоченной торговой площадки) публикуется в официальном издании не менее чем за тридцать дней до отбора ценовых предложений.
Электронные торги при осуществлении государственных закупок уже частично обкатаны на федеральном уровне (в рамках целевой программы «Электронная Россия»), а также успешно функционируют и на региональном (например, в Республике Татарстан и Новосибирской области).
Во время его проведения участники заходят на упомянутую страницу и выставляют (а при желании и изменяют) свои заявки по указанным в спецификации лотам. При этом доступна информация только о лучшей (минимальной) текущей цене без указания ее владельца. Окончательными считаются предложения, зафиксированные на торговой площадке в момент закрытия торгов.
Именно такой подход к торгам (как показывает практика) делает их по настоящему прозрачными, исключает недобросовестность и взяточничество и, как следствие, уменьшает долю иностранных поставщиков товаров и услуг (которые зачастую хуже по качеству и дороже отечественных аналогов). Более того, открывает двери малому бизнесу и даже сносит искусственно созданные чиновниками местные или региональные барьеры на пути к бюджетным деньгам.
Еще одна задача, без решения которой виртуальные конкурсы не могут получить широкого распространения, — «создание» закона «Об электронной торговле», способного сделать полноправной не только сетевую куплю-продажу, но и всех ее участников (в настоящее время готовится депутатами к прохождению первого чтения). Также требуется срочно довести до ума ФЗ «Об электронно-цифровой подписи», до сих пор не заработавший в полную силу из-за отсутствия предусмотренных подзаконных актов (постановлений правительства и т. п.).