Трудности в реализации Закона № 122-ФЗ, определяющего порядок замены натуральных льгот денежными компенсациями, заставляют власть и общество в целом сделать выводы из того, что произошло. Своими соображениями на этот счет с читателями «ЭЖ» делится член Совета Федерации от законодательной власти Республики Алтай Ралиф Сафин.
Безусловно, Закон не свободен от недостатков. Но создать с первой попытки если не совершенный, то близкий к этому закон мы едва ли смогли бы, так как не располагали опытом осуществления такого рода реформы. В то же время заменять натуральные льготы денежными компенсациями необходимо — только так государство сможет соразмерять свои обязательства перед населением с возможностями бюджета региона, страны.
Несомненно, по мере накопления опыта в Закон о льготах будут вноситься изменения. Однако можно с уверенностью сказать, что первые недели работы Закона не выявили недостатков, дающих основание расценивать его как ведущий к ухудшению положения льготников. Проблемы связаны в первую очередь с промахами федеральной и региональной власти в практическом применении Закона. Поэтому его отмена, возвращение к системе натуральных льгот лишь усугубили бы нестабильность, породили хаос в социальной сфере.
Серьезные сбои в подготовке и практическом осуществлении Закона стали очередными подтверждением того, что функционирование органов исполнительной власти всех уровней, качество работы аппарата управления, мягко говоря, оставляют желать лучшего.
Монетизация — это не только фискальная, бюджетная, но и социальная реформа, ведущая к коренному изменению уклада жизни пенсионеров, инвалидов, ветеранов. Для них натуральные льготы — важнейшее условие физического выживания. Если бы федеральные и региональные органы исполнительной власти в полной мере осознали социальный смысл Закона, то такие проблемы, как оплата проезда на городском и пригородном транспорте или получение бесплатных лекарств, не обрели бы той остроты, которая побудила людей выйти на улицу. Однако возобладал технократический подход, когда на переднем плане оказались чисто административная и фискальная стороны монетизации.
И с этой задачей чиновники справились плохо. Подсчеты количества льготников, стоимости льгот, объема денежных средств, необходимых для их компенсации, оказались весьма приблизительными. Федеральные субвенции субъектам РФ на компенсацию льготным категориям граждан во многих случаях поступили на места с запозданием и в меньших объемах, чем необходимо. Не все регионы оказались готовы оперативно распорядиться ими по назначению.
Напрашивается вывод, что федеральные министерства и ведомства, региональные органы исполнительной власти далеко не всегда обладают адекватной информацией, зачастую не в состоянии точно просчитать последствия принимаемых решений, организовать их толковое исполнение. Многие недостатки в деятельности органов власти могут быть преодолены мерами по укреплению исполнительной дисциплины, повышению спроса с должностных лиц, чиновников всех рангов. И все же трудно отделаться от впечатления, что и в самом замысле административной реформы, в выстраиваемой ею структуре органов власти, модели взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ не все продумано.
Так, необходимо повышать роль регионов в выработке и реализации решений, определяющих социальную и экономическую политику государства, укреплять их финансовую базу, в том числе путем повышения доли регионов в консолидированном бюджете. Каждое полномочие, закрепленное за субъектом РФ, должно быть на деле обеспечено источником финансирования. Без этого они не смогут выполнять свои обязательства перед населением.
Многие проблемы в реализации Закона порождены нестыковками между федеральными, региональными, муниципальными органами власти. Это еще одно подтверждение своевременности инициатив Президента, направленных на формирование работоспособной исполнительной вертикали. Пока таковой не будет, мы обречены сталкиваться с ситуацией, аналогичной сегодняшней, при проведении любых серьезных преобразований. А их впереди немало: реформы образования, здравоохранения, ЖКХ и так далее.