В нашей газете рассказывалось о новых тенденциях в области ужесточения правоохранительного и фискального контроля импортных операций. Тем не менее, по мнению председателя президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерия Тутыхина, и в этих условиях вполне возможно достаточно эффективно работать и развиваться. Об этом тема сегодняшней публикации.
По оценкам экспертов, в прошлом году общая сумма ущерба российскому бюджету вследствие активного использования многими отечественными компаниями «серых» схем импорта составила более 700 млн долларов.
Так, сегодня лишь 23% российского рынка товаров легкой промышленности составляет продукция отечественных производителей, 13% — официальный импорт, остальное — «серый» импорт и «теневое» производство. В области здравоохранения ситуация еще более критическая — по данным Комитета Совета Федерации по здравоохранению, 85% всех импортируемых в Россию лекарственных средств и препаратов подпадает под классификацию «серого» импорта.
При этом ущерб наносится не только казне, но и компаниям, осуществляющим операционную деятельность «с открытым забралом», — по данным некоммерческого партнерства «Русбрэнд», в 2004 году российские компании недополучили более 120 млн долларов именно вследствие широкого распространения «серых» схем импорта.
Помимо бизнес-сообщества и фискальных органов данной проблемой озаботились и отечественные правоохранительные органы, которые стали взаимодействовать со своими зарубежными коллегами в области обмена информацией о подозрительных операциях. Так, по неофициальным данным ГУБЭП МВД России, в 2003 году общее количество уголовных дел, возбужденных в связи с использованием «серых» схем импорта, составило менее 600, а в прошлом — уже около двух тысяч. При этом 80% процентов дел доведено до суда, так что тенденция налицо…
Что делать?
Ужесточение налогового и банковского контроля над импортными операциями неминуемо приведет к тому, что импортеры будут вынуждены последовать примеру промышленных и сырьевых предприятий и использовать более прозрачные способы организации своего бизнеса.
Это необязательно означает прямую закупку товаров у производителя. У российских импортеров существует множество уважительных для правоохранительных и фискальных органов причин для создания за рубежом специальных закупочных компаний. Одной из них является формирование положительной торговой истории для поставщиков и обслуживающих их банков с помощью структуры, изолированной от специфических российских рисков.
Кроме того, «прозрачность» предоставляет также и прочие ощутимые преимущества:
— возможность установления отношений с национальными агентствами по стимулированию экспорта;
— возможность членства в национальных ТПП и организациях по защите инвесторов;
— возможность (в некоторых случаях) возврата европейского и национального НДС;
— возможность приобретения права на определенный бренд и контроля его чистоты.
Впоследствии такие компании зачастую включаются в консолидированную отчетность холдингов, что достаточно распространено при построении международных структур для защиты российских активов.
Преимущества подобной схемы очевидны. Международный холдинг:
✔ имеет доступ к более дешевым кредитным ресурсам иностранных банков;
✔ имеет возможность вести переговоры с иностранными стратегическими инвесторами о продаже части бизнеса по справедливой цене — последний капитализирован, красиво упакован и представлен потенциальным покупателям в выгодном свете.
В настоящее время активы большинства российских импортеров заключены в двухбазовых сегментах: отношения с поставщиками товара (договоренности о скидках, эксклюзивные права на представление бренда на территории страны и т. д.) и наличие эффективной дистрибуторской сети. Если капитализировать эти активы, то импортер получит возможность брать кредиты уже не под поставки товара, а под объемы самого бизнеса. При «непрозрачных» методах ведения бизнеса сделать это невозможно.
Выводы очевидны. Купленная «однодневка» сегодня может обернуться не только значительными финансовыми потерями, но и уголовным преследованием ее учредителей и контрагентов, и в весьма обозримой перспективе выживут и займут лидирующее положение на рынке те российские импортеры, которые оперативно смогут перестроить методы ведения бизнеса и создать структуру с положительной историей, аудированной отчетностью, налаженными связями с поставщиками, доступом к недорогому финансированию.
Многосторонние договоры, в которых участвует Россия, позволяющие получить правовую помощь по уголовному делу
✔ Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
✔ Европейская конвенция о выдаче 1957 г.
✔ Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. (вкл. второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2001 г.)
✔ Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.
✔ Конвенция ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью 2000 г.
✔ Конвенция ООН против коррупции 2002 г. (не ратифицирована)
✔ Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.
Перечень стран, с которыми Россия имеет двусторонние договоры, предусматривающие взаимную помощь по уголовным делам
- Азербайджанская Республика (1992)
- Алжирская Народная Демократическая Республика(1982; СССР)
- Народная Республика Болгария (1975; СССР)
- Венгрия (1958; СССР)
- Социалистическая Республика Вьетнам (1981; СССР)
- Греческая Республика (1981; СССР)
- Республика Грузия (1995)
- Республика Индия (1998)
- Ирак (1973; СССР)
- Исламская Республика Иран (1996)
- Королевство Испания (1996)
- Народная Демократическая Республика Йемен(1985; СССР)
- Канада (1997)
- Республика Кипр (1984; СССР)
- Китайская Народная Республика (1992)
- Республика Корея (1999)
- Корейская Народно-Демократическая Республика(1957; СССР)
- Республика Куба (1984; СССР)
- Республика Кыргызстан (1992)
- Латвийская Республика (1993)
- Литовская Республика (1992)
- Республика Молдова (1993)
- Монгольская Народная Республика (1988; СССР)
- Республика Польша (1996)
- Румыния (1958; СССР)
- США (1999)
- Тунисская Республика (1984; СССР)
- Финляндская Республика (1978; СССР)
- Эстонская Республика (1993)
Примерный сценарий плановой проверки налоговыми органами российского импортера, использующего в своей деятельности офшорные компании и американские «однодневки»
При плановой проверке торгового дома, который работает с импортным товаром, выясняется, что указанная в таможенных декларациях стоимость в несколько раз отличается от цены реализации.
При проверке торгового дома, который работает с импортным товаром, выясняется, что указанная в таможенных декларациях стоимость в несколько раз отличается от цены реализации. Это наводит на мысль, что кто-то в цепочке поставщиков товара работает нечестно и не платит налоги в полном объеме.
Выявив подобную нестыковку, налоговики, как правило, ставят в известность сотрудников МВД, для того, чтобы те проверили поставщиков торгового дома. Да и у самих мытарей есть прямой доступ в базу данных таможенной службы. Там они могут получить информацию о стоимости «расстаможки» и о том, кто является декларантом.
Получив данные, контролирующие органы постараются проверить связь торгового дома с данным таможенным декларантом. Но зачастую прямую связь между этими субъектами обнаружить сложно. Хотя…
Существует возможность изучить финансовые потоки торгового дома и фирмы декларанта в тех коммерческих банках, через которые проходила оплата зарубежных контрактов. И здесь может выясниться, что банк занимался финансированием западной фирмы под залог товара, находящегося на складе российской фирмы, а это вполне может послужить основанием для уголовного расследования…
По своим каналам МВД запросит зарубежного производителя товара: кому и по какой цене тот был продан. Последнему покрывать «шалости» российского контрагента, понятное дело, ни к чему — себе дороже обойдется. Так, постепенно может вскрыться вся цепочка поставщиков импортного товара на российский рынок и их связь между собой.
Дальнейшая судьба любителя уклониться от полагающихся в закрома Родины взносов будет зависеть от искусства его адвокатов, поскольку на этом этапе запущенный контрольными органами механизм остановить практически невозможно. Поздно…
(По информации правоохранительных органов)
Типовые требования к работе через компанию, не зарегистрированную в офшорной юрисдикции (onshore)
К раскрытию информации:
✔ при регистрации компании — раскрытие информации о клиенте местным регистрирующим агентам, секретарской компании, юристам (в континентальной Европе часто требуется подписать специальный управленческий договор с обслуживающей компанией);
✔ при открытии счета в местном банке — раскрытие полной информации о бенефициарном владельцеком пании;
✔ при проведении аудита — полное раскрытие информации о бенефициарном владельце компании и о его отношениях с компаниями-контрагентами. Часто при наличии контрагентов — офшорных компаний для подтверждения отсутствия аффилированности с ними требуется предоставить информацию о бенефициарных владельцах компаний-контрагентов.
К директору компании:
✔ сложность использования номинальных директоров — необходимо определенное его участие в деятельности компании (личное управление банковскими счетами);
✔ предоставление дополнительной информации о директоре (например, в Великобритании необходимо заполнить специальную форму, в которую вписываются все британские компании, где это лицо занимает аналогичную должность);
✔ необходимость платить определенную минимальную зарплату, с которой необходимо платить налоги;
✔ во многих странах континентальной Европы при назначении директором резидента необходимо платить за него социальный сбор, а нерезидента (если это разрешается местным законодательством) — предоставить доказательства его регистрации в социальных органах своей страны, в противном случае необходимо поставить его на учет в местных социальных органах;
✔ во многих странах не допускается использование корпоративных директоров (в Великобритании в следующем году планируется отмена этой должности).
К отчетности компании:
✔ ведение текущей бухгалтерии (books of accounts) в ежедневном режиме и хранение отчетности в офисе компании;
✔ при превышении объема торговых операций со странами ЕС определенного порога (в Великобритании — 58,000 фунта в год) необходима регистрация для целей НДС (VAT), что влечет за собой определенный объем регулярной бухгалтерской работы по подаче регулярных отчетов по НДС;
✔ подача годовой отчетности в государственные органы (не только в налоговую службу). Часто требуется подавать отчетность в регистрирующие органы (в Великобритании, а со следующего года и на Кипре);
✔ аудит отчетности компании.
Уплата налогов, иногда в течение года, авансовыми платежами.