Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов заявил, что российская авиация столкнется с дефицитом авиакеросина уже в октябре, если перевозчики не получат топливо из запасов Росрезерва. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков пообещал направить необходимые объемы напрямую авиакомпаниям. Нехватка авиационного топлива возникла в России в конце августа. Среди причин — увеличение авиаперевозок, сезонное сокращение выпуска, а также внеплановая крупная закупка керосина для нужд Министерства обороны.
Общий недостаток авиакеросина по рынку эксперты оценивают в 10—15%. Только по московскому авиационному узлу дефицит составляет 30 000—50 000 т. Чтобы выполнить прямые контракты, нефтяникам приходится сокращать поставки на биржу. В начале сентября так поступили «Газпромнефть» и ТНК-ВР. В результате авиакеросин фактически пропал с биржи. Это означает, что независимые операторы испытывают трудности при закупках.
По данным информационно-аналитического центра «Кортес», с 26 по 30 сентября предложение авиакеросина на Санкт-Петербургской межрегиональной бирже составило лишь 14 000 т при спросе 263 000 т. Для сравнения: в 2010 г. на топливной бирже продавалось 15% всех поставок авиатоплива на внутренний рынок, тогда как для мазута этот показатель равнялся 10,8%, для дизеля — 7,8, для бензина — 7%.
Замглавы Минтранса В. Окулов 10 октября заявил, что хотя в настоящий момент авиакомпании потребляют керосина не больше, чем в 2007 г., топлива в московских аэропортах не хватит и до конца октября. Дефицит авиатоплива связан с закрытием ряда нефтеперерабатывающих заводов на профилактический ремонт, а также с крупной внеплановой закупкой керосина для нужд Минобороны. К слову, военное ведомство опровергло последнее предположение, сообщив, что потребление авиационного топлива аэродромами Московской области намного меньше спроса со стороны гражданских аэропортов.
Топливо отгрузят без посредников
Узнав о приближающемся топливном кризисе, Д. Песков пообещал, что Росрезерв выделит необходимые 180 000 т авиакеросина. Этого количества должно хватить до апреля будущего года. В кабмине полагают, что причиной нехватки горючего в аэропортах стало сезонное сокращение объемов производства авиакеросина, связанное с переходом на зимнее топливо. «Практика выделения топлива по линии Росрезерва носит регулярный сезонный характер», — подчеркнул Д. Песков.
Заметим, что государственный керосин будет поступать не нефтяным компаниям, а напрямую перевозчикам. Причем разработать схему поставок, по словам Д. Пескова, должны участники рынка.
Информация о снижении запасов керосина в московских аэропортах появилась еще в начале сентября. Дефицит топлива назревал и в екатеринбургском аэропорту Кольцово. Нехватка топлива объяснялась ростом объема авиаперевозок. Причем крупные компании, такие, как «Трансаэро» и «Аэрофлот», проблем с топливом не испытывали, поскольку контракты по всем поставкам были заключены на длительный срок. Пострадали в основном небольшие предприятия, осуществляющие нерегулярные чартерные перевозки.
Тогда Минэнерго заявило, что московские аэропорты заключили контракты на поставку почти 98% необходимых объемов (326 800 т в октябре), а Д. Песков сообщил, что премьер-министр готов незамедлительно подписать постановление о выделении топлива из Росрезерва, если это будет необходимо.
Эксперты, опрошенные РИА «Новости», отмечают, что отгрузка авиакомпаниям государственного топлива позволит избежать топливного кризиса в аэропортах. Однако подобный шаг устранит следствие, а не причину возникновения дефицита. «Сам факт, что пресс-секретарь премьер-министра должен реагировать на подобного рода проблемы, уже говорит о том, что существующая система поставок изжила себя и попытки регулирования вручную этих механизмов будут приводить к повторению подобных историй», — говорит аналитик UniCredit Securities Артем Кончин.
Управляющий активами компании «БКС» Николай Солабуто называет ключевой причиной возникновения дефицита авиатоплива нехватку нефтеперерабатывающих заводов. В условиях ограниченной конкуренции они зачастую выдвигают неподъемные для небольших компаний условия продажи топлива. Например, вынуждают их покупать вместе с керосином дизельное топливо, которое заправщикам самолетов не нужно.
«Это пришло из Советского Союза. Новые заводы не строятся из-за нерентабельности, а мелкие заводы, так называемые самовары, их почему-то вообще, как говорится, вне закона поставили», — пояснил Н. Солабуто. Речь идет о том, что с 2010 г. по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева мини-НПЗ подвергаются огромному количеству проверок и вынуждены преодолевать многочисленные бюрократические преграды, чтобы зарегистрироваться.
Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов считает, что избежать дефицита можно с помощью государственного регулирования. Такого же мнения придерживается А. Кончин: «Вызывает недоумение, что офису премьер-министра приходится иметь дело с такими бытовыми проблемами и что до сих пор отсутствуют механизмы, которые были бы способны в автономном режиме эти вопросы решать в рыночных условиях. И пока эти механизмы не появятся, говорить о каком-то прогрессе нет смысла».
Несмотря на падение котировок авиакеросина на мировых биржах, нехватка этого горючего в стране привела к росту цен. Согласно данным информационно-аналитического центра «Кортес», с 30 сентября по 7 октября средняя цена на авиакеросин увеличилась на 3,4% на фоне незначительного снижения цен на автомобильный бензин и мазут. Всего с начала года керосин подорожал почти на 40%.
По данным компании «Аэрофьюэлз», больше всего авиатопливо поднялось в цене в аэропортах Южного, Северо-Западного, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. В частности, в аэропорту Челябинска рост цен составил 4,7%, Красноярска — 8, Нижневартовска — 9%. В московском авиационном узле рост не столь значителен: здесь стоимость горючего увеличилась на 1,5—1,8% — до 33 500—34 500 руб. (с учетом услуги заправки «в крыло» и НДС).
На мировых рынках стоимость авиационного керосина падает. Соответствующий индекс Platts (на условиях доставки топлива в порты Амстердама, Роттердама или Антверпена) снизился за последний месяц на 8% — до 959,25 евро. Эксперты прогнозируют, что тенденция снижения мировых цен сохранится. Но на российском рынке ожидается обратная ситуация: рост стоимости авиакеросина может продолжиться из-за его дефицита.
Заметим, что в настоящий момент цены на авиатопливо в России несколько выше, чем в Европе. Заправка в аэропорту Шереметьево обойдется в 33 619 руб. (1101 долл.) за тонну, в Домодедово — 34 338 руб. (1124 долл.), во Внуково — 32 980 руб. (1080 долл.). Для сравнения: в аэропорту в Париже цена на топливо с доставкой и налогами составляет 1072 долл. за тонну, во Франкфурте — 1071 долл., в Лондоне — 1078 долл. Бензин в Европе практически в два раза дороже, чем в России. Так, средняя цена бензина в Европе порядка 54 руб. Причем в нефтедобывающей стране — Норвегии бензин стоит 73 руб. за литр. В России, например, цена 95-го бензина в среднем не более 30 руб.
Дефицит поднимет цены на билеты
Рост цен на авиатопливо спровоцирует всплеск цен на авиабилеты. Как сообщили «Интерфаксу» в авиакомпании «Уральские авиалинии», в себестоимости перелета расходы на авиатопливо составляют около 27%. Поэтому даже незначительное увеличение отпускных цен влечет за собой удорожание перевозки. «Если в начале отпускного сезона мы могли сдерживать свои цены, то сейчас авиакомпания вынуждена сделать корректировку и поднять тарифы и топливные сборы», — сказал представитель авиакомпании.
Чтобы переломить восходящий тренд, Правительство РФ намерено предпринять дополнительные меры по защите конкуренции среди топливозаправочных компаний в аэропортах. Если поток пассажиров в аэропорту превышает 1 млн человек в год, а на его территории работает единственная топливозаправочная компания, то тарифы на ее услуги будет регулировать Федеральная служба по тарифам. Как отметил Д. Песков, такое регулирование будет стимулировать конкуренцию. Там, где есть альтернативные топливозаправочные компании, регулирование тарифов на их услуги вводиться не будет.
Еще одна правительственная инициатива, направленная на борьбу с дефицитом горючего: объем неснижаемого запаса топлива в аэропортах России будет увеличен. Как заявил В. Окулов, крупнейшие аэропорты обязуют иметь пятидневный запас топлива. По действующим нормам аэропорты должны располагать трехдневным неснижаемым запасом.
По мнению экспертов, производители заинтересованы в увеличении выпуска авиакеросина. В 2012—2013 гг. это топливо будет самым прибыльным продуктом для производства нефтяных компаний, поскольку на него в отличие от других светлых нефтепродуктов установили нулевые акцизы. В то же время авиакеросин дороже, чем любое другое топливо. Однако пока темпы роста небольшие: в январе — августе выпуск авиакеросина увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.