Минтранс России подготовил законопроект о запрете российским авиакомпаниям, выполняющим рейсы в Европу, оплачивать квоты на эмиссию парниковых газов. Об этом сообщил корреспонденту «ЭЖ» начальник отдела по связям с общественностью транспортного ведомства Тимур Хикматов.
Как пояснил журналистам заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов в ходе авиационного саммита Россия — ЕС, состоявшегося 12—13 октября в Санкт-Петербурге, Евросоюз принял решение с 2012 г. включить авиаперевозчиков в EU ETS, европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов. С 1 января 2012 г. все авиакомпании, выполняющие рейсы в Европу, должны будут покупать у ЕС квоты на выбросы парниковых газов пропорционально своему объему перевозок. По расчетам экспертов Федерального агентства воздушного транспорта, отечественным авиакомпаниям данная инициатива ЕС обойдется примерно в 20 млн евро в год.
В связи с этим Минтранс намерен добиться принятия федерального закона о запрете оплачивать квоты. Таким образом, при принятии соответствующего закона российские авиакомпании смогут оспаривать в судах требование европейского законодательства.
По словам В. Окулова, запрет необходимо ввести до конца текущего года, поскольку требование ЕС вступает в силу с 1 января 2012 г. В настоящее время Минтранс проводит консультации с депутатами Госдумы.
Кроме того, Минтранс намерен добиваться принятия соответствующей резолюции ИКАО. Этот вопрос может быть рассмотрен на ассамблее ИКАО уже в ноябре.
Т. Хикматов подчеркнул, что против проекта ЕС выступили многие страны, не входящие в Евросоюз, в частности Китай, США, Канада, ОАЭ. Он также отметил, что в скором времени Европейский суд приступит к рассмотрению иска США.
Самый активный противник включения авиакомпаний в EU ETS — Китай. Он заявляет, что новое правило только в первый год применения обойдется китайским авиакомпаниям в 123 млн долл., а к 2020 г. эта сумма увеличится втрое.
Эксперты отрасли считают, что отечественным авиакомпаниям придется свою правоту доказывать в судах, и разбирательства могут затянуться на многие месяцы. Продолжительное игнорирование требований по ETS может привести к росту долга авиакомпаний перед авиационными властями ЕС, а значит, к ограничению полетов в еврозоне. Так что очевидного выхода из данной ситуации пока нет. К тому же, судя по предварительной реакции представителей Европейского суда на иск США, решение скорее всего будет в пользу ЕС.
Впрочем, представители российских авиакомпаний надеются на досудебные компромиссные решения. В частности, гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов полагает, что с ЕС все же удастся договориться и к крайним мерам прибегать не придется.