Гильдия ювелиров России обратилась к главе администрации президента Сергею Нарышкину с просьбой способствовать 50-кратному снижению ставок за оформление экспорта ювелирных изделий. В конце августа правительство приняло постановление, согласно которому российские ювелиры теперь вынуждены платить таможенные сборы, аналогичные крупным сырьевым компаниям. Увеличение издержек ведет к повышению цен, а следовательно, к потере конкурентоспособности украшений, произведенных на территории страны.
Согласно постановлению Правительства РФ от 31.08.2011 сборы за таможенные операции при экспорте ювелирных изделий увеличились до 100 000 руб. Ранее таможенный сбор по категориям ТН ВЭД «Ювелирные изделия и их части из драгоценных металлов» и «Изделия золотых и серебряных дел мастеров и их части из драгоценных металлов» составлял 2000 руб. за одну декларацию. «В соответствии с данным постановлением, находясь в одной товарно-номенклатурной группе с драгоценными металлами и алмазами, российские производители ювелирных изделий вынуждены платить таможенные сборы, аналогичные крупным сырьевым экспортирующим компаниям», — говорится в письме генерального директора Гильдии ювелиров России Владимира Моспана. По его словам, положение ювелирных предприятий в России после финансового кризиса на фоне постоянного роста цен на драгоценные металлы и неустойчивого спроса со стороны населения заставляет их искать новые рынки сбыта. Поэтому наличие внешнеторгового контракта — большая удача как для крупной, так и для малой компании. Такие контракты, с одной стороны, подтверждают конкурентоспособность отечественной ювелирной продукции, с другой — служат ощутимым подспорьем, поскольку платежи по ним, как правило, защищены международным законодательством и позволяют ювелирным предприятиям стабильно существовать, а следовательно, платить налоги, зарплаты и арендную плату.
Кадры утекают за границу
Увеличение издержек предприятия ведет к повышению цены на конечный товар, а значит, к потере конкурентоспособности произведенных на территории РФ ювелирных изделий по отношению к зарубежным товарам. «Экспортеры — российские производители ювелирных изделий — не имеют многомиллионных контрактов, да и стоимость разовых партий ювелирных изделий, экспортируемых за пределы Российской Федерации, может составлять от 1000 долл., для нескольких эксклюзивных изделий, вывозимых на престижную международную выставку, до 100 000 долл. (ежемесячных партий товара). Однако они будут вынуждены платить 100 000 руб. таможенного сбора за одну декларацию, что может лишить предприятия существенной доли прибыли, а для небольших партий товара и вовсе сделать их убыточными», — предупреждает глава ассоциации.
В. Моспан уверен, что новые таможенные сборы приведут к тому, что предприятия, имеющие стабильные долгосрочные контракты, по которым нельзя пересмотреть действующие цены, будут искать возможность производить продукцию за пределами России, а молодые талантливые ювелиры и дизайнеры уедут из страны, что уже происходит. Как показывает мировая практика, поддержка собственных производителей в конечном итоге дает более высокие финансовые результаты: налоги со стабильно работающего предприятия многократно превышают платежи, которые планируется получить в результате введения таких неоправданно высоких ставок таможенных сборов.
Учитывая эти факторы, Гильдия ювелиров России попросила С. Нарышкина вмешаться в сложившуюся ситуацию и способствовать сокращению ставок таможенных сборов до прежнего уровня.
Спрос и предложение растут
По данным BusinesStat, предложение российских ювелирных изделий в период с 2006 по 2010 г. ежегодно росло. Исключением стал только 2009 г., когда под влиянием мирового финансового кризиса и резкого роста цен на драгоценные металлы объемы предложения ювелирных изделий в России снизились на 10,9%.
Один из важнейших факторов, сдерживающих рост отечественного производства ювелирных изделий, — конкуренция со стороны дешевой импортной продукции из азиатских стран (Китай, Турция, Таиланд).
Динамика спроса повторяет динамику предложения. С 2006 по 2008 г. спрос на ювелирные изделия в России постоянно увеличивался и к 2008 г. достиг максимума — 39,2 млн штук. В 2009 г. спрос на ювелирные изделия сократился на 22,2% относительно 2008 г. Причинами снижения наряду с резким ростом цен на драгоценные металлы стало сокращение покупательной способности населения, вызванное нестабильностью на финансовых рынках. Кстати, рынок ювелирных изделий остается одним из самых эластичных: снижение доходов у покупателей сразу приводит к падению продаж.
По данным «РБК. Исследования рынков», развивающийся ювелирный рынок России, имея за плечами богатый сырьевой потенциал, на сегодняшний день является одной из немногих свободных мировых зон для успешной деятельности ювелирного бизнеса.
За 2010 г. число произведенных золотых изделий при почти двукратном падении объема использованного металла снизилось только на 25%. При этом количественный выпуск украшений из серебра в этот же период возрос на 26%.
В целом, согласно готовому маркетинговому исследованию компании «АМИКО», объем российского производства ювелирных изделий составил в 2010 г. более 38 млрд руб. Эта сумма (в ценах предприятий-производителей и без учета НДС и акциза) на 9% превышает показатель предыдущего года. В текущем году восходящий тренд продолжился. В январе — августе объем производства ювелирных изделий в денежном выражении в РФ увеличился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 21,8 млрд руб.
По данным «Маркет Аналитики», за 2010 г. доля импорта золотых ювелирных изделий увеличилась до 5,1% общего объема апробированных и заклейменных изделий из золота. Доля импорта ювелирных изделий из серебра в свою очередь возросла на 45,9%.
По мнению экспертов, осуществить импортозамещение российские компании не смогли из-за отсутствия на рынке сильных и хорошо узнаваемых отечественных брендов с положительным имиджем. Однако, по мнению экспертов, ситуация может измениться уже в ближайшие годы, если отраслевому сообществу удастся ускорить принятие законов, защищающих отечественную промышленность от конкуренции со стороны импорта.
Государство распродает драгоценности
Объем поступлений в бюджет от реализации государственных запасов драгоценных металлов и камней на внутреннем рынке в 2012 г. составит 11,4 млрд руб., в 2013-м — 10,97 млрд, в 2014-м — 11,95 млрд руб. При этом размеры закупок драгоценностей будут несколько ниже — 9,95 млрд руб. в 2012 г. и по 9,45 млрд руб. — в 2013 и 2014 гг. Такие данные приведены в материалах к проекту бюджета РФ на 2012—2014 гг., опубликованных на сайте Минфина, передает «ПРАЙМ».
Для реализации на внутреннем рынке, в том числе на аукционах, Гохран (Государственное учреждение по хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней) в 2010 г. отпустил 9,544 млн каратов сырых алмазов на общую сумму 7,25 млрд руб. Для продажи на внешнем рынке Гохран отпустил ФГУП «Алмазювелирэкспорту» 160 000 каратов алмазов на сумму 190 млн руб., а также бриллианты и изумруды на сумму 25 млн руб. В то же время ведомство закупило в госфонд алмазов и бриллиантов на общую сумму 5,124 млрд руб.
Алмазы подорожают
По прогнозам ОАО «АЛРОСА», продажи ювелирных изделий с бриллиантами в мире в текущем году значительно превысят показатели 2009 и 2010 гг. По итогам 2011 г. в США ожидается рост потребления ювелирных изделий с бриллиантами до 5—7%, в Китае — на 20—22%. В Индии интерес к драгоценным камням может увеличиться на 20—24%.
Увеличение спроса при существующих объемах мировой добычи приведет к возобновлению роста цены на алмазное сырье уже в начале 2012 г., предполагают эксперты. В 1-м полугодии 2011 г. рост спроса на бриллианты зафиксирован по всем регионам, за исключением Японии, жители которой не проявляли интерес к драгоценным камням в связи с землетрясением. При этом цены на алмазное сырье за этот период прибавили при продажах на первичном рынке около 35%.
При объективной невозможности существенно нарастить объемы добычи алмазов в мире основные рынки потребления ювелирных изделий с бриллиантами — США, КНР и Индия — демонстрируют устойчиво высокий спрос. Об этом, в частности, свидетельствуют итоги ювелирной выставки в Гонконге, состоявшейся в конце сентября.
Между тем в ближайшее время «АЛРОСА» ожидает некоторое снижение объемов закупок алмазов на мировом рынке. Это объясняется двумя факторами. Во-первых, деловая активность традиционно снижается на рынке в августе — октябре. Во-вторых, из-за снижения показателей мировых фондовых рынков и, как следствие, недостатка ликвидности существенно сократилась спекулятивная составляющая на алмазном рынке.