Примерно раз в три дня в стране лишается должности глава муниципального образования либо на него заводится административное или уголовное делопроизводство. По подсчетам аналитиков, практически каждый второй такой случай связан с реформой жилищно-коммунального комплекса, а не местного самоуправления.
Никто не отменял и не намерен в обозримом будущем отменять ответственность поселенческих — городских и сельских — администраций, районных и городских властей за организацию на вверенной территории «электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом» (п. 4 ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
За ЖКХ ответит мэр
Государство давно ушло из сферы ЖКХ, но продолжает настоятельно советовать местной власти отказываться от муниципальной собственности и имущества в сфере жилищного и коммунального комплекса в пользу частных управляющих компаний. Хотя оно само возложило на муниципалитеты это бремя, освободив заводы, фабрики, организации и учреждения от непроизводственных затрат, связанных с содержанием ведомственного жилья, источников тепло- и водоснабжения, водоводов и трубопроводов. Сегодня оборот денежных средств на рынке жилищно-коммунальных услуг оценивается в триллион рублей в год. А сбор налогов с этого финансового потока минует местные бюджеты. В лучшем случае им перепадает мизер в виде отчислений от налогов за хозяйственную деятельность, хотя один только НДФЛ взимается немалый. Как сообщил проректор Государственной академии специалистов инвестиционной сферы Павел Жбанов на Всероссийском практическом семинаре ТПП РФ и компании «Открытый диалог» по тарифо- и ценообразованию в ЖКХ, в отрасли сейчас занято более 2 млн человек.
Сколько еще можно открыть рабочих мести или, наоборот, закрыть? Неизвестно. Никто не знает также, как обуздать тарифы на услуги ЖКХ. По данным Росстата, в течение первого десятилетия нового века имел место более чем пятикратный рост жилищно-коммунального обременения на душу населения. Между тем обыкновенная московская жировка в 2000 г. «весила» около 500 руб. в месяц, к 2010 г. она потяжелела до 5000 руб. Рост десятикратный! И если в начале тысячелетия нам говорили, что платим только половину стоимости оказываемых нам жилищно-коммунальных услуг, то выходит, что стопроцентную планку мы давно и успешно преодолели. Ведь бензин за эти годы подорожал всего в три раза. Еще для сравнения: молоко стало дороже в 2,5 раза, квадратный метр элитного жилья — в 3 раза, золото — в 4 раза.
Согласно внесенным в этом году поправкам в Жилищный кодекс муниципальные власти обязаны контролировать деятельность управляющих компаний в ЖКХ. Но как это делать, если даже Генеральная прокуратура РФ не может совладать с мошенниками, внедрившимися в отрасль за годы совершенствования законодательной базы? В конечном итоге провал реформы в жилищно-коммунальном комплексе — персональная вина муниципальных чиновников, главным образом мэров малых и крупных городов. И очень скоро полетят новые головы. Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании 11 октября по исполнению его поручений поддержал предложение генерального прокурора Юрия Чайки о наделении губернаторов дополнительными полномочиями по отрешению от должности глав муниципальных образований «в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств, незаконным установлением тарифов и иными нарушениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Словно нет в законах таких рычагов воздействия на строптивцев, как выражение недоверия, отстранение от должности, отрешение от полномочий, удаление с должности. Не говоря уже о существовании норм Трудового кодекса.
Заградительная плотина или усилительная подстанция
Дамоклов меч недоверия, отстранения, отрешения, удаления не висит разве что над главой Истринского района Подмосковья Анной Щербой. Может, близость к Новоиерусалимскому монастырю благотворно действует на нее? Она в свое время благосклонно отнеслась к выбору местного населения управляющих компаний. Люди тогда не по подсказке властей, а по совести доверили управление жилищным комплексом и коммунальной инфраструктурой бывшим муниципальным унитарным предприятиям. «Они уже работали и остались работать, а не воровать. Мы контролируем их, сколько им платят, как они тратят, и они это понимают», — сообщила А. Щерба на совещании по вопросам ЖКХ в Звенигороде, которое в начале октября провел Д. Медведев. В результате муниципальная власть каждый день видит, сколько денег поступает за теплоснабжение, за горячую и холодную воду. Но так дальновидно поступили не везде.
По докладу генерального прокурора РФ Ю. Чайки 11 октября на совещании по исполнению поручений президента, прокуроры проверили более 5000 предприятий ЖКХ и выявили 14 000 нарушений закона. К административной и дисциплинарной ответственности привлечено 1700 человек. За злоупотребления в коммунальной сфере возбуждено 350 уголовных дел. Сумма ущерба по ним превышает 5,5 млрд руб. Только за месяц после предыдущего доклада генерального прокурора президенту проверено 800 управляющих компаний и вскрыто более тысячи нарушений. Генпрокуратура работает в этом направлении в тесном контакте с Росфинмониторингом, МВД и ФСБ. «Мы проводим комплексную проверку совместными усилиями: выезжаем на место, проверяем, выявляем все эти нарушения и стараемся немедленно реагировать на них», — докладывал 19 сентября генпрокурор лично главе государства.
Выходит, что злоупотреблений полномочиями со стороны органов местного самоуправления и злокозненных действий в сфере оказания населению жилищно-коммунальных услуг меньше не становится. Значит, не оправдались надежды первого Президента РФ, которые он высказал, подписывая Указ об основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления (от 15.10.99 № 1370). Он тогда особо подчеркивал, что все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы «и могут стать либо плотиной на пути этих решений, либо своего рода усилительной подстанцией».
Ельцинскую дилемму «плотина или подстанция» решить не удастся до тех пор, пока не будет прекращена практика финансового «обескровливания» муниципалитетов, считают во Всероссийском совете местного самоуправления. Так что остается гадать, как переживут обескровленные местные власти время повышенной ответственности. Отопительный сезон закончится через семь месяцев.
Анатолий Аксаков, депутат Государственной думы
Избиратели говорят мне, в каких ужасных условиях они живут: протекающие крыши, разбитые тротуары, запущенные дворы, аварийное состояние канализации. Отвечающие за это чиновники не реагируют, потому что назначены вышестоящим начальником — их не выбирают. А нужно выбирать, тогда таких чиновников второй раз народ на ответственную должность не выдвинет.
Михаил Банщиков, депутат Государственной думы
По большому счету государству и муниципалитетам рано или поздно придется «вернуться» в ЖКХ. Прежде всего это касается главной темы — создания муниципального хозяйства. И в первую очередь речь должна идти о регламентировании порядка передачи электрических и тепловых сетей в муниципальную собственность, что и станет началом формирования собственно муниципального коммунального хозяйства.
Хроника начала времени повышенной ответственности
6 сентября — учредительное собрание некоммерческого партнерства содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие», г. Москва.
19 сентября — доклад генерального прокурора РФ Ю. Чайки Президенту РФ Д. Медведеву о результатах проверок, проведенных в отношении предприятий сферы ЖКХ,
23 сентября — торжественная церемония награждения призеров Всероссийского конкурса на лучшее предприятие, организацию жилищно-коммунального хозяйства за 2010 г. в Министерстве регионального развития РФ, г. Москва.
28 сентября — посещение Президентом РФ Д. Медведевым города Звенигорода, где он провел совещание по подготовке к отопительному сезону, Московская область.
3 октября — совещание Президента РФ Д. Медведева с полномочными представителями главы государства в федеральных округах по ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве в связи с началом отопительного сезона, Горки, Московская область.
4 октября — заседание под председательством Президента РФ Д. Медведева Государственного совета, на котором обсуждались вопросы повышения качества жилищно-коммунальных услуг, улучшения состояния инфраструктуры ЖКХ, эффективности управления объектами жилищного фонда, деятельности органов власти по координации и надзору в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, г. Нарьян-Мар.
11 октября — совещание в формате видеоконференции под председательством Президента РФ Д. Медведева по вопросам исполнения поручений главы государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и повышения эффективности системы государственных закупок
Стоимость оплаты жилищно-коммунальных услуг, руб. на одного человека в месяц
274 2000 г.
1489 2010 г.
Источник: РОССТАТ