Интернет-торговля набирает обороты — размер этого рынка увеличивается поразительными темпами, практически удваиваясь ежегодно. Оно и понятно, «входной билет» в бизнес дешев, открыть свой магазин можно, имея от 10 000 до 50 000 руб., а доход этот вид деятельности приносит вполне приличный. Обратной стороной этой ситуации является высокий уровень конкуренции. Так что в борьбе за клиента в ход идут самые экзотические способы. А бухгалтер вынужден решать, как все это многообразие учитывать.
В последнее время наибольшую распространенность в деле привлечения клиентов получили всевозможные способы их «подкупа» — баллы, промо-коды, наклейки, скидочные купоны, сертификаты и даже реальные деньги. О правилах налогового учета этих способов увеличения продаж мы сегодня и поговорим. Начнем с сертификатов, на основании которых пользователь может получить те или иные товары (работы, услуги). Сервис продажи подобных сертификатов последнее время развился практически повсеместно. А в интернет-среде есть специальные ресурсы, продающие исключительно сертификаты.
Сертификат — документ, подтверждающий право его обладателя приобрести определенный товар, работу или услугу. Оформляется на специальном бланке или в электронном виде.
Как правило, сертификатом может воспользоваться не только его непосредственный покупатель, но и другое лицо. Например, очень распространены подарочные сертификаты, которые, как следует из их названия, покупают именно для того, чтобы кому-то презентовать и таким образом преподнести подарок, указанный в сертификате (в виде товара или услуги). Каталоги подарков могут включать сотни позиций: от косметики и посещения SPA-салона до прыжка с парашютом и полета на дельтаплане.
Многие компании, предоставляющие услуги офлайн, продают свои сертификаты в Интернете, позволяющие получить существенные скидки при получении таких услуг. Так, в Сети можно за 50 руб. купить сертификат на посещение ресторана, гарантирующий скидку на обслуживание до 50%.
Сертификаты у посредника
С точки зрения налогового учета нужно различать организацию — продавца сертификата и организацию, принимающую этот сертификат к оплате. Очевидно, что обе эти роли могут совпадать, если продажами занимается сам владелец товаров, работ или услуг, на которые выдается сертификат. Но в случае с интернет-торговлей эти роли часто разделены. Соответственно в этом случае продавец сертификата выступает как обычный посредник, получающий доход в виде части стоимости каждого проданного сертификата. Так что тут сложностей с учетом возникать не должно. Напомним, что при реализации сертификатов на товары, работы или услуги, которые будет продавать (выполнять или оказывать) комитент, комиссионер не уплачивает НДС, так как плательщиком налога по этой операции является комитент (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК РФ). «Транзитные» суммы оплаты за этот сертификат, поступившие комиссионеру, в его доходы не включаются (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Таким образом, налогами у посредника облагается лишь его вознаграждение. Здесь будет и НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК РФ), и налог на прибыль (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ).
Документооборот также не отличается от обычных посреднических договоров — главными документами являются договор и отчет посредника. В течение пяти календарных дней с утверждения отчета комиссионер выставляет в адрес посредника счет-фактуру на сумму вознаграждения (п. 3 ст. 168 НК РФ). Заметим, что сам посредник никаких счетов-фактур выставлять не должен, поскольку покупателями сертификатов являются физические лица. А вот чек на покупку выдать придется, если, конечно, оплата проводится наличными или с использованием банковских карт.
Сертификаты у организатора акции
Перейдем теперь к организатору акции. У него, вне зависимости от выбранной схемы продаж (самостоятельно или через посредника) поступившие от покупателей сертификатов суммы будут признаваться авансами. Дело в том, что сами по себе сертификаты самостоятельным товаром являться не могут — они лишь подтверждают право предъявителя данного документа на получение той или иной работы, услуги или товара. Подтверждает данный подход и Минфин России (см. письмо от 25.04.2011 № 03-03-06/1/268). Поэтому при налогообложении поступивших сумм нужно отталкиваться именно от их авансовой природы. Это значит, что в момент получения денег за сертификат у организации-инициатора акции, применяющей общий режим налогообложения, возникнет налоговая база по НДС (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ) и не возникнет налогооблагаемого дохода — ведь авансы при методе начисления в налоговую базу не включаются (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). У упрощенца все наоборот: при получении денег за сертификат обязанностей по НДС не возникает, зато появляется доход в виде аванса.
Выручка по данной операции возникнет только после того, как владелец сертификата предъявит его к оплате и получит причитающийся ему товар (работу или услугу). Надо учитывать, что в некоторых случаях реальная стоимость приобретенного товара, работы или услуги может быть как больше стоимости сертификата, так и меньше. И если с превышением все более-менее понятно: покупатель просто доплачивает разницу и эта сумма облагается налогами в обычном порядке, то в обратной ситуации все несколько сложнее.
Во втором случае разницу нужно будет учесть в доходах как безвозмездно полученное имущество (см. письмо УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 № 17-15/110609). Кстати, точно так же надо поступить и в ситуации, когда срок действия сертификата истек, а к погашению он так и не был предъявлен: вся полученная за сертификат сумма становится безвозмездно полученным имуществом (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 25.04.2011 № 03-03-06/1/268).
При передаче товара (выполнении работы, оказании услуги) в обмен на сертификат нужно пробить кассовый чек. В большинстве случаев этот чек не носит фискального характера, так как наличные деньги в этот момент в кассу не поступает (за исключением случаев, когда стоимость покупки превышает стоимость сертификата). Такой чек нужен лишь для обеспечения прав покупателей, предусмотренных законодательством о защите прав потребителя. Поэтому можно порекомендовать проводить такие операции по отдельной секции на кассовом аппарате. Это существенно упростит учет, поскольку бухгалтеру не придется вручную исключать из общей выручки суммы по сертификатам. Да и при проверках не будет лишних вопросов в части расхождения сумм в Z-отчетах и «приходниках».
Баллы, бонусы и деньги
Перейдем теперь к менее распространенным, но активно набирающим популярность методам стимулирования продаж. А именно всевозможным баллам, бонусам, наклейкам и т.п. Очевидно, что экономическая обоснованность данных расходов сомнений не вызывает — они направлены на формирование лояльной аудитории и повышение продаж. Однако сложностей с учетом и здесь хватает.
Главным, что влияет на налоговый учет расходов, связанных с рассматриваемыми акциями, как это ни странно, является круг лиц, среди которых распространяются баллы, наклейки, бонусы, деньги. Возможны два варианта. Первый вариант — баллы и прочие бонусы полагаются тем, кто совершил покупку (не важно, в отведенный ли период времени, на определенную сумму, определенного товара). И второй — данные преференции предназначены для привлечения новых клиентов, то есть выдаются лишь потенциальным покупателям.
Привилегии своим
Итак, предположим, организация решила начислять бонусные баллы (выдавать наклейки, бонусы или «живые» деньги) тем, кто совершил ту или иную покупку. Правила акции зафиксированы в приказе руководителя, процесс пошел. С точки же зрения бухгалтерии все это маркетинговое многообразие будет не чем иным, как обычной скидкой. Причем скидка эта может быть как на продаваемый товар (если речь идет о возврате реальных денег), так и на будущий товар (если мы имеем дело с баллами, бонусами, наклейками). Понятно, что размер скидки может достигать и 100%, когда товар передается «бонусному» покупателю бесплатно.
Исходя из «скидочной» сути и надо строить налоговый учет этих операций. Так, все налоги начисляются на стоимость товара уже с учетом скидки. В части НДС это позволяет сделать п. 1 ст. 154 НК РФ, который говорит, что НДС начисляется на цену товара, а в нашем случае ценой является стоимость с учетом скидки. А в части налогов на доходы обоснованием будут ст. 249, п. 1 ст. 346.17 НК РФ, согласно которым выручку формируют те суммы, которые покупатель должен заплатить на основании договора (то есть в нашем случае уже с учетом скидки).
Как правило, не вызывает проблем и учет скидок, предоставляемых «живыми» деньгами уже после покупки товара. Ведь обычно обе операции происходят практически одновременно, так что бухгалтеру не приходится исправлять отчетность. Поэтому единственной сложностью здесь будет отслеживание данных операций для целей правильного формирования налоговой базы по НДС. Ведь через кассовый аппарат будет проходить полная стоимость товара. Соответственно здесь наш совет такой: проводите данные операции по отдельной секции ККТ, чтобы было проще их отслеживать. Если же в чеке несколько товаров (работ или услуг), а скидка полагается только за некоторые из них, лучше чек разделить и пробить «скидочные» товары отдельно, опять же в целях оптимизации и упрощения дальнейшей работы бухгалтера по правильному формированию налоговой базы.
Бонусы для всех
Схожая ситуация с налогообложением и у тех организаций, которые решат стимулировать продажи путем предоставления преференций независимо от того, совершил получатель бонуса покупку или нет. С экономической обоснованностью этого шага проблем также не возникает, как и в случае с бонусами «для своих», основная цель здесь — привлечение клиентов и увеличение продаж. Большинство бонусных акций в данном случае также можно «провести» как скидку. В частности, именно таким образом можно учесть всевозможные купоны, баллы, наклейки, сертификаты, очки и проч.
Куда сложнее ситуация, когда в качестве метода стимулирования спроса выбраны реальные деньги. Например, многие интернет-магазины пользуются этим методом, если надо получить отзывы пользователей о товаре (причем необязательно, чтобы пользователь купил этот товар в данном магазине). Также деньги могут выплачиваться за заполнение анкет, прохождение регистраций и т.п. Как бухгалтеру оформить такие деньги?
Самый простой вариант в данном случае, как это ни странно — провести эти деньги как подарок. В таком случае у организатора акции обязанностей по уплате НДС не возникнет, поскольку дарятся в данном случае деньги (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В расходах, конечно, эти деньги учесть не получится ни при общем режиме, ни при УСН — этому препятствует пункт 16 статьи 27 НК РФ. Что касается НДФЛ, если сумма выплаты не превышает 4000 руб. за налоговый период, налог не возникнет (п. 28 ст. 217 НК РФ). Равно как не возникнет и обязанностей налогового агента. Проще говоря, организация, подарившая деньги, не должна будет подавать в инспекцию сведения о произведенных выплатах (см. письмо Минфина России от 07.02.2011 № 03-04-06/6-18).
Тем не менее именно НДФЛ вносит долю риска в данный вариант учета. Дело в том, что в целях НДФЛ организация обязана вести учет выплат в пользу каждого лица (ведь от НДФЛ освобождены только 4000 руб. в течение года). А сделать это невозможно, поскольку идентифицировать человека в Интернете практически нереально.
Ровно по этой же причине — невозможности идентифицировать получателя средств — отпадают и другие, более выгодные для организации, варианты оформления выплаты. Например, в виде заключения договора оказания услуг, выполнения работ, авторских и т.п. Ведь в этом случае возникнут обязанности по удержанию НДФЛ независимо от выплачиваемой суммы. А значит, данные получателя средств необходимы.
Так что вывод, к сожалению, неутешителен для бухгалтера: любой вариант учета данных средств сопряжен с рисками для организации. Единственный способ избежать этих рисков — отказаться от стимулирования продаж путем перечисления «живых» денег.