Известие о том, что введение предотгрузочной инспекции превратилось из мифа в реальность, восторга у делового сообщества не вызвало. Да и не могло вызвать.
Еще в конце прошлого года ряд отечественных и зарубежных общественных объединений деловых кругов известили российского премьер-министра о том, что введение предотгрузочной инспекции в предлагаемом виде для бизнеса неприемлемо. Переход на предотгрузку не только не решит проблемы контроля стоимости ввозимых товаров, но и, наоборот, станет причиной увеличения доли «серого импорта», создаст дополнительный административный барьер, приведет к росту цен на импорт.
Обязательную дополнительную проверку для отдельных товаров на территории страны-экспортера предполагается ввести с 2006 года. На платной основе. Импортерам придется отдавать инспекции один процент от таможенной стоимости товара. Транспортные компании из-за увеличения сроков доставки, расходов на дополнительную разгрузку и погрузку, по оценкам, будут терять от нововведения 100—120 млн долларов в год.
У опрошенных международных чиновников и представителей иностранных компаний, знакомых с предотгрузочной инспекцией в других странах, ее работа оставила негативное впечатление. Ни к каким улучшениям, говорят они, предотгрузка не приводит. Инспекция не всегда укладывается с проверкой в обещанные 3 дня, и контроль может растянуться даже на неделю. Существенно возрастают конечные издержки.
Непонятно, заявил «ЭЖ» вице-президент ТПП России Сергей Катырин, что стоит за формулировкой «временно ввести...». Возникает вопрос: когда это «временно» закончится и инспекционные фирмы перестанут выдавать сертификаты, мы вернемся в начальную точку? Таможню опять начнут подозревать, возможно иногда и справедливо, в том, что она неправильно оценивает стоимость ввозимых товаров?
Не проще ли сразу, не отдавая деньги на сторону, выстроить собственный контрольный механизм? Этим могла бы заниматься как государственная, так и частная компания, тот же МЭРТ.
Проблема снимается решением двух принципиальных вопросов. Первое: необходимо иметь достоверную и обновляемую базу данных по ценам на интересующие нас товары. И второе: организовать для таможенника работу с «обезличенными» документами, то есть он не должен знать, кто является владельцем ввозимого товара.
Никто не против того, что нужно наводить порядок на границе даже с помощью каких-то дополнительных мер. Однако выстраивать эти меры надо самостоятельно, под российские интересы и на долговременной основе.
К сожалению, никто никаких объяснений относительно нового инспекционного института деловым кругам не давал. Хотя бизнес обращался к руководству страны с такими просьбами, и не раз.
Правительство волевым решением подготовило документ, и, подписанный премьером, он обретет официальную силу. Теперь под него будет готовиться перечень товаров, которые подпадут под инспекционный контроль, и определят регионы, где это будет вводиться. По всей видимости, считает С. Катырин, и одно и другое будет также решено в кулуарах и вряд ли найдет поддержку у деловых кругов.
Создается впечатление, что диалога бизнеса с государством не получается.
Однако, как сообщил «ЭЖ» источник в правительстве, положение о предотгрузочной инспекции вопреки распространенной информации вовсе не подписано. Неужели с бизнесом решили все-таки посоветоваться?