Почему вместо экономики растет социальная напряженность? На этот вопрос ответил 21 апреля исполнительный директор Экспертного института при РСПП Андрей Нещадин, рассмотрев первые результаты реформ, проводимых в России.
Все реформы последнего времени обладают как минимум тремя методологическими ошибками.
✔Отсутствие необходимой информации в основе планирования реформ. Нежелание учитывать факторы, которые неизбежно будут проявляться в будущем.
✔Ставший нормой отказ от обсуждения принимаемых законопроектов на широкой общественной экспертизе. Послушное большинство в Госдуме, готовое принять решение, внесенное властью, оказывает и правительству, и Президенту медвежью услугу. При решении вопросов, которые затрагивают интересы большинства населения, нельзя не учитывать мнение регионов и отдельных социальных групп.
✔Внятная разъяснительная работа о сущности законопроектов ни по одному из принятых законов не проводилась. Например, до сих пор ни один человек не способен хотя бы приблизительно рассчитать размер будущей пенсии: процедура расчета сложна и скрыта завесой тайны.
Эти ошибки сопровождают все реформы последнего времени. Они заложены в проекты реформ в образовании и здравоохранении. Самый первый шаг в реформе здравоохранения — введение системы домашних врачей — вызвал неоднозначные мнения в обществе.
Между тем, учитывая миграционно-демографические тенденции, можно прогнозировать, что во многих поселках городского типа и поселениях в ближайшее время произойдет резкое сокращение численности населения. В этой ситуации создание системы домашних врачей — совершенно разумный выход.
Однако для крупных городов с разветвленной инфраструктурой здравоохранения целесообразность внедрения подобных новаций требует дополнительного рассмотрения.
Опасность реформы ЖКХ заключается в том, что если данная реформа ограничится только введением 100%-ной оплаты стоимости услуг, то это приведет к росту социальной напряженности. Примеры стихийных митингов и собраний по поводу размера оплаты жилья в ряде городов это уже продемонстрировали.
Реформа образования — тоже «минное поле». Для российских родителей образование детей — это реализация мечты, которую не удалось воплотить им самим. Поэтому реформа будет не только затрагивать интересы экономики как потребителя кадров и самих учащихся, но и чувствительно заденет каждую семью. Однако тщетные призывы министра образования и науки принять участие в разработке реформ образования, обращенные к родителям и бизнесу, не имеют ответа, так как нет механизмов учета их мнения.
Кроме того, реформу образования разрабатывают в лучшем случае представители высшей школы, а в худшем — люди науки, никогда не работавшие в системе образования. Даже определение задач реформы и первоочередность действий не совпадают. Первоочередными задачами реформы системы профессионального образования с точки зрения бизнеса должны стать:
- единая государственная сертификация знаний выпускников профессионального образования;
- формирование государственного заказа на образование (на основе реальных потребностей экономики) и распределение его на конкурсной основе между государственными и негосударственными вузами;
- создание системы непрерывного образования, включающей получение второго образования и повышение квалификации.
Если реформы совершаются в первую очередь в интересах населения, то непонятно, почему оно должно от них страдать. Конечно, при проведении реформ сталкиваются интересы разных групп населения и угодить всем невозможно. Но правительство и не стремится минимизировать негативные последствия реформ или делает это только под давлением нарастания социальной напряженности. Можно посоветовать Правительству РФ провести работу над ошибками на основе анализа реально проведенных реформ и до минимально возможного предела сократить негативные последствия будущих реформ.
Пенсионная реформа
✔ Дефицит Пенсионного фонда увеличился до 190 млрд руб.
✔ К 2015 г., по экспертным оценкам, сравняется число работников и пенсионеров.
✔ При существующих отчислениях в накопительную часть пенсии — 4% от зарплаты — будущие российские пенсионеры окажутся критически зависимыми от государства.
✔ Не объявлены результаты размещения ПФ накопительных средств граждан. Если начисленный процент ниже уровня инфляции — это означает, что государство не способно обеспечить хотя бы сохранность средств.
Монетизация льгот
✔ Решение о замене льгот денежными выплатами принималось в ситуации, когда сумма реальной стоимости этих льгот была не определена, ранее финансирование шло единой строкой.
✔ Произошла значительная ошибка при определении числа пенсионеров, чьи льготы должны финансироваться из федерального и региональных бюджетов.
✔ Количество льготников федерального уровня будет сокращаться, а регионального — расти.
✔ 63% опрошенных граждан не знали, какую сумму будут получать взамен льгот.
Административная реформа
✔ Министерства пытаются оставить за собой распределительные и другие полномочия и установить контроль над федеральными агентствами.
✔ Реформирование не распространилось на административные системы субъектов Федерации и муниципальных образований.
✔ Критерии оценки деятельности пока еще только разрабатываются для уровня правительства, министерств и ведомств, хотя повышение заработной платы чиновникам уже произошло в 2004 г.