Для плательщиков ЕНВД перспектива расстаться с кассовыми аппаратами выглядит вполне реальной.
Еще летом прошлого года в Госдуму был внесен проект федерального закона, предусматривающий отмену обязанности применения контрольно-кассовой техники для переведенных на уплату ЕНВД (см. «ЭЖ» № 48 за 2004 г.).
Свои предложения его разработчики мотивировали тем, что требование об обязательном использовании ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов связано с контролем государства за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Ну а поскольку сумма ЕНВД от размера выручки налогоплательщика не зависит, то фискальный учет результатов его экономической деятельности избыточен. Тем более что переведенные на «вмененку» плательщики ведут бухучет и представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в полном объеме, в том числе и о размере своей выручки.
Несмотря на отрицательный отзыв Правительства РФ, этот законопроект поддержали и Минэкономразвития России, и Комитет Госдумы по бюджету и налогам.
Действительно, если декларируется поддержка малого бизнеса, то почему бы не снять с плательщиков ЕНВД (а они, по словам Сергея Борисова, президента ОПОРЫ России, составляют порядка 32% от общего числа субъектов малого предпринимательства) нагрузку в виде расходов на покупку кассовых аппаратов и их ежегодное обязательное обслуживание в ЦТО?
Аргументы «против», естественно, нашлись у Минфина. Дескать, в случае отмены обязанности по применению контрольно-кассовой техники будут нарушены права покупателей, а государство утратит рычаги контроля за денежной наличностью. Кроме того, проблематичным будет узнать базовую доходность тех или иных видов деятельности.
Однако все эти аргументы были с легкостью опровергнуты участниками «круглого стола», организованного ОПОРОЙ России.
Так, по словам Натальи Ларионовой, начальника отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Минэкономразвития, для определения базовой доходности предлагается внедрить мировую практику, когда эта величина определяется специальными расчетами: «МЭРТ готов начать работу, с тем чтобы способ расчета базовой доходности для ЕНВД тем или иным образом включить в налоговое законодательство».
Что касается защиты прав потребителей, то законопроектом предусмотрено, что кассовые чеки заменяются соответствующими документами, подтверждающими оплату гражданами приобретенных товаров.
Ну а о том, что с помощью ККМ якобы осуществляется контроль за денежной наличностью, по мнению руководителя Московского отделения объединения предпринимателей «Лига свободы» Георгия Комарова, даже и говорить не стоит: «Благодаря работе ЦТО его и так нет».
Остается надеяться, что приведенные аргументы будут услышаны депутатами. По крайней мере, как сообщают осведомленные источники, шансы законопроекта на его прохождение достаточно высоки.