Джулиус Сен, профессор Лондонской школы экономики, эксперт по вопросам воздействия процессов глобализации на политику и экономику развивающихся стран.
Считают, что создать Единое экономическое пространство России, Украины, Беларуси и Казахстана несложно: экономики были взаимосвязаны, да и значительная часть инфраструктуры до сих пор совместима. Одна из целей проекта ЕЭП — смягчить давление глобализации, последствия вступления в ВТО. Однако непродуманная политика интеграции может повлечь серьезные экономические и социальные проблемы.
Исходя из опыта ЕС этого можно избежать при наличии трех ключевых факторов: политической воли глав государств, тщательной экспертизы на начальной стадии проекта и привлечении к процессу выработки политики деловых кругов и экспертного сообщества.
Примером тому может служить история формирования ЕС, в которой важнейшую роль сыграли доклады Кокфилда и Чеккини, подготовленные в 1985 и 1988 годах, которые представили развернутые аналитические исследования для дальнейшей реализации проекта европейской интеграции.
В докладе Кокфилда были перечислены сотни политических, процедурных и регулятивных изменений, необходимых в каждой области функционирования для продвижения полноценной рыночной интеграции. Во многих отношениях он представлял собой перечисление мер в области нетарифных барьеров в Европе, необходимых для того, чтобы понятие «общий рынок» наполнилось реальным смыслом для людей и компаний, работающих в Европе.
Доклад Чеккини был еще более углубленным. Он содержал экономическую оценку возможных потерь вследствие отказа от интеграции — ценой оказалось бы исчезновение Европы. Этот доклад в сочетании с тщательной работой, выполненной в 13 комитетах по отдельным вопросам или отраслям, представил основные аргументы с экономическим обоснованием и оправданием рыночной интеграции. Он убедил политические и деловые круги Европы в том, что создание подлинного общего рынка не только возможно, но и желательно.
Европейские подходы к интеграции были во многом сформулированы деловым сообществом, которое оказалось способно донести свои ожидания до государственных структур. В случае ЕЭП похоже, что инициатива принадлежит правительствам, а деловые круги остаются не слишком вовлеченными в процесс.
От редакции.
Вопрос к правительству: когда появится российский доклад «чеккини» по ЕЭП?