Глава Минприроды РФ Юрий Трутнев, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации по проекту новой редакции Закона «О недрах», отметил, что соглашение о разделе продукции (СРП) может применяться только в одном случае — если идет речь о разработке шельфа.
Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (Закон от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ»). Его площадь составляет 6,2 млн кв. км, из них 4млн являются перспективными с точки зрения добычи нефти и газа.
Ресурсы углеводородов на континентальном шельфе России составляют 20—25% от общемировых запасов нефти и газа. Это 15,5 млрд тонн нефти и 84,5 трлн кубометров газа.
Соглашение о разделе продукции предполагает, что инвестор освобождается от уплаты налогов, за исключением налога на прибыль и роялти и делится с государством частью своей продукции, но только после того, как окупит все понесенные затраты. На условиях СРП сейчас добывают нефть на сахалинском шельфе — проект «Сахалин-2», где оператором выступает компания со 100%-ным иностранным капиталом.
Много разговоров велось по поводу выгодности для государства использования механизма СРП для привлечения иностранных инвестиций в разработку наших недр. Но окончательную точку поставила Счетная палата, проверив работу проекта «Сахалин-2» за 2003—2004 гг. Из отчета Счетной палаты стало ясно, что государство не только не заработало на иностранных инвестициях, а потеряло 2,5 млрд долларов, то есть данный проект крайне невыгоден для России. Но по условиям заключенного с иностранцами соглашения о разделе продукции мы не имеем права его аннулировать. Таким образом, механизм показал себя как неэффективный и не отвечающий интересам государства.
При всем имеющемся отрицательном опыте использования СРП наше правительство с маниакальным упорством продолжает настаивать на его использовании в разработке богатейших шельфовых запасов. Фактически, не желая вкладывать капитал в месторождения, не приносящие сиюминутную прибыль, мы дарим иностранцам богатейшие запасы нефти и газа, которые через 5—10 лет станут основными топливными ресурсами в мире.