Когда Господь умер, его сняли с креста, закутали в плат (Плащаницу) и пелены и поместили во гробе (вырубленном в скале), привалив его вход огромным камнем.
Беспокоящиеся о том, как бы ученики Христа не выкрали Его тела, книжники и фарисеи решили уговорить римского прокуратора выставить у гроба стражу. Пилат, хотя и устранился от собственных распоряжений, но разрешение на использование своих солдат дал. Гроб был иудеями опечатан и возле него была выставлена охрана, численностью, как полагали, не менее 10 человек.
По прошествии же субботы, на рассвете, пришли к гробу жены-мироносицы с маслами и ароматами, чтобы завершить обряд погребения, но Иисуса в пещере уже не было. Не ожидавшие ничего подобного женщины, поразились еще более, когда с ними заговорили «двое мужей в одеждах блистающих»: «Что вы ищите живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес...»
Возвратившись от гроба, мироносицы сообщили эту удивительную новость апостолам, но и те не поверили, найдя слова их пустыми. Петр, вскочив, даже побежал проверять: так ли все это. Но и он нашел в гробе «только пелены лежащие».
Итак, фактом является исчезновение тела Христа из пещеры. Другим очевидным фактом является то, что чуда Воскресения никто не видел. Ни апостолы, ни мироносицы, ни даже стража. О случившемся вдруг землетрясении, об испугавшем их Ангеле, отвалившем камень от гроба — вот и все, что смогли рассказать охранники первосвященникам.
Возможностей объяснить исчезновение тела Иисуса есть только две: чудесная (Он воскрес!) и рациональная. В последнем случае не верящие в Воскресение выдвигают ряд версий, сводящихся к тому, что либо тело выкрали, либо Христос не воскрес, а ожил.
Первым по времени появилось предположение, что тело выкрали. Интересно, что исходит оно от иудейских первосвященников, подговоривших озвучить его стражников (за плату!): скажите, мол, что ночью, когда вы уснули, Его же ученики и «украли Его». Разумеется, что свидетельствовать о воровстве воинам следовало народу, самим первосвященникам верить в эту их же выдумку не было никаких оснований.
И действительно, согласиться с тем, что робкие ученики, незадолго перед тем позволившие арестовать Христа, могли решиться на подобное безрассудное предприятие, невозможно. Сидели взаперти дома, «страха ради иудейска», как и следующую ночь — вот что представляется неоспоримым.
Но, допустим, что решились и пусть даже не одолеть стражу (где им было), а подкупить, напоить... Но, во-первых, этому противоречат обнаруженные наутро детали: оставленные в пещере пелены и плат «особо свитый». Если бы и впрямь явились украсть тело, то ведь ясно, что взяли бы его с пеленами или же порвали бы их в беспорядке. Во-вторых, и главное — зачем? Чтобы выдумать Воскресение и затем отправиться проповедовать эту выдумку по всему миру? Чтобы оказаться «лжесвидетелями о Боге»? Чтобы и мученическую смерть принять не за Истину, а за выдумку? Невероятно!
Утверждают еще, что по снятию с креста, Иисус находился в обмороке или даже летаргическом сне, но холод пещеры привел Его в сознание. Предполагают далее, что, очнувшись, Он закричал, чем распугал стражу, и что, воспользовавшись ее бегством, кто-то помог Ему выйти из гроба.
Если допустить нечто подобное, то вышло бы, что засвидетельствованные многократные явления Христа (мироносицам; апостолам; 500 верующим), наполняющие людей бесконечной радостью, и не явления вовсе, а невероятные похождения еле живого Христа с прободенными руками и ногами. По одному справедливому замечанию, разочаровать в себе такой полумертвец мог, но явиться родоначальником веры, покорившей могучие царства, но пробудить энтузиазм вплоть до мученичества у знавших Его — этого допустить нельзя.
Что остается? Признание великого чуда Воскресения!
Христос Воскресе!