Компании, использующие в деятельности компьютерные программы, периодически должны обновлять или усовершенствовать их. Если такие объекты признаны нематериальными активами, возникает вопрос: нужно ли увеличивать их первоначальную стоимость на сумму модернизации? Ответ на него дал Минфин России в письмах от 29.09.2011 № 03-03-06/1/601 и от 27.09.2011 № 03-03-06/1/595.
В комментируемых письмах специалисты Минфина России разъяснили, что для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и т.п. изменяется только для объектов основных средств (п. 2 ст. 257 НК РФ). Нематериальные активы амортизируются, но корректировка их первоначальной стоимости в результате модернизации действующим налоговым законодательством не предусмотрена.
Для учета затрат на усовершенствование программного обеспечения можно использовать подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. В нем определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на приобретение неисключительных прав на использование компьютерных программ, исключительных прав на программы стоимостью менее 20 000 руб., а также на обновление для программного обеспечения.
К сожалению, в комментируемых письмах специалисты Минфина России не сказали, в каком порядке списывать рассматриваемые расходы — единовременно или равномерно. Но в более ранних письмах финансисты разъяснили этот вопрос. По их мнению, расходы на обновление компьютерных программ нельзя списывать единовременно. Для признания данных затрат надо использовать порядок, предусмотренный для учета самих программ. То есть если из условий договора на приобретение прав на программу нельзя достоверно определить срок ее службы, то компания должна установить его самостоятельно. Специалисты Минфина России напоминают, что согласно п. 4 ст. 1235 ГК РФ, если в лицензионном договоре срок его действия не закреплен, договор считается заключенным на пять лет (письмо Минфина России от 23.10.2009 № 03-03-06/1/681).
На наш взгляд, с подобной точкой зрения можно поспорить. Нормы главы 25 НК РФ не предписывают равномерного признания расходов на приобретение программных продуктов в течение срока, на который предоставлено право неисключительного пользования ими. Поэтому такие расходы можно полностью списать в текущем периоде. Эту позицию разделяют и суды (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28.12.2010 № КА-А40/15824-10).
Поскольку расходы на приобретение программ разделять не надо, стоимость модернизации нематериального актива также можно учесть единовременно. Выбор порядка учета остается за налогоплательщиком. Если компания решит списывать расходы на модернизацию нематериального актива единовременно, такой способ признания затрат необходимо закрепить в учетной политике. В случае судебного разбирательства это послужит дополнительным доводом в пользу налогоплательщика. Тем, кто не желает вступать в споры с проверяющими, лучше учитывать рассматриваемые расходы равномерно.