Теория предприятия — это целостная система взглядов на суть, поведение и эволюцию данного класса предприятий или предприятия как института. Но проблема в том, что имеющиеся теории мало объясняют феномены в нашей истории. Поэтому в середине 90-х годов задача построения единой или объединенной теории фирмы стала чрезвычайно актуальной.
Предприятие можно представить как совокупность трех основных процессов — производства продукции, ее реализации и воспроизводства, то есть восстановления ресурсов на расширенном или суженом уровне (график 1). Если эти процессы функционируют исправно, то предприятие живет.
Статистика
В Едином государственном реестре юридических лиц в 2004 г. было зарегистрировано более 2240,7 тыс. единиц различной организационно-правовой формы. В то же время в Едином государственном регистре предприятий и организаций числится почти в два раза больше (4343,5 тыс.) коммерческих и некоммерческих учреждений, филиалов, представительств и других обособленных подразделений юридических лиц. При этом основная часть промышленных организаций существует в форме хозяйственных обществ, для которых характерна ответственность учредителей в пределах их вкладов.
Это различие в количестве говорит не просто о некоторых статистических особенностях измерения, а отражает значительную проблему.
В России предприятия и юридические лица — два разных множества. На одном предприятии может быть несколько юридических лиц, или оно может быть распределено между несколькими юридическими лицами, что приводит к особенностям экономической жизни. В таком случае статистика искажается, судебная ответственность сдвигается. Например, предъявив некоему юридическому лицу претензии по незаконному увольнению, можно выяснить, что оно к предприятию не имеет отношения. Бывает, что основные фонды числятся за одним юридическим лицом, а рабочие нанимаются через другое. Эта ситуация характерна именно для российской экономики и несет большие негативные последствия для теории, практики и жизни.
Убыточность
Статистика свидетельствует, что доля убыточных предприятий в 2004 г. составила 35,8% в целом по экономике, 38,5% в промышленности, 48% в электроэнергетике, 50% в угольной отрасли. Но ряд исследований не подтверждает эти результаты.
Каждый год регистрируется 300 тыс. новых организаций, большая часть которых уходит с рынка. Кроме того, новые предприятия часто не занимаются изготовлением продукции, участвуя лишь в статистическом учете. Основную часть товаров дают производства, существующие давно. Даже если количество убыточных предприятий завышено, их все равно огромное количество.
Если неоклассическая теория утверждает, что предприятие максимизирует свою прибыль и она является основной целью его деятельности, тогда такая теория не может быть применена к 40% убыточных предприятий (хотя средняя рентабельность по промышленности достигает 18%).
Сами же предприятия, по данным исследования ЦЭМИ, оценивают свое состояние как:
· нестабильное — 46%;
· тяжелое — 20%;
· устойчивое — 29%;
· на подъеме — 5%.
Кроме того, предприятия, за исключением «голубых фишек», довольно равнодушно относятся к фондовому рынку. Более чем для половины из них котировки акций не имеют особого значения, хотя очень важен валютный рынок. Получается, фондовый рынок живет сам по себе, а большинство организаций живет само по себе.
Отсюда вывод: российские предприятия не ждут от фондового рынка тех инвестиций, которыми пользуются западные производства. Для тех, кто находится на подъеме, значимость фондового рынка выше, но все равно недостаточно велика.
Менеджмент
Считается, что предприятиям не хватает денег. Но проблема не в заимствовании, а в менеджменте. И дело не в том, что организациями руководят необученные и непонимающие люди. Специалистов много. Мало тех, для кого предприятие является делом жизни. У «красных директоров», которых когда-то воспринимали как ретроградов и препятствие на пути новой экономики, был фирменный патриотизм. К сожалению, менеджмент сегодняшнего дня — это дистанционное управление, ориентированное на достижение собственных целей.
Все попытки неоклассической теории установить такие отношения между принципалом и агентом, собственником и менеджером, чтобы последний работал на благо предприятия, безрезультатны. И основная проблема в том, что предприятие, реализуя продукцию и получая деньги, вкладывает их не в воспроизводство ресурсов, инновации, а направляет на личное потребление, то есть изымает из предприятия.
Интеграция
Активное формирование интегрированных бизнес-структур, казалось бы, прогрессивное явление, но оно подрывает экономику. Предприятия, вступая с помощью акционерных перераспределений в интеграцию, зачастую теряют свою самостоятельность, лишаются возможности выбора не только потребителей, но и поставщиков продукции, фактически превращаются в цеха. Это разрушительный процесс, который, с одной стороны, возвращает во времена централизованного планирования, а с другой — обладая его недостатками, не имеет его достоинств.
Таким образом, в рыночной экономике появляется все больше нерыночных предприятий. Они растут из первых, но не могут существовать ни сами по себе, ни друг с другом. Казалось бы, если организации входят в какую-то структуру, заключают вынужденный или добровольный союз, они должны поддерживать друг друга. Но этого не происходит. Они становятся добычей шантажа со стороны акционеров малого масштаба или добычей рейдеров. Фактически предприятия, несмотря на свои мощь, силы, средства и интеллект, остаются беззащитными, что при всей их агрессивности тормозит развитие экономики.
Новая теория
Необходимы серьезные изменения экономической теории и переход от революционно-неоклассической к интегрированной теории предприятия, концепция которой выделяет шесть самостоятельных сил, представляющих внутреннюю конфигурацию предприятия (график 2). От того, как они взаимодействуют друг с другом, зависит их жизнь. Поэтому основная задача — установление правильных сбалансированных взаимоотношений.
Взять, например, взаимодействие генерального директора и акционеров. Сейчас промежуточное состояние, когда примерно 50% акционерной собственности находится внутри предприятия. Но есть тенденция к тому, что внешняя часть будет расти, и неизвестно, хорошо ли это.
Наемные директора, как показывает практика, часто меняются собственниками. Каждый раз это встряска для предприятия и утеря большой части информации, без которой предприятие не может жить. Оно вновь и вновь накапливает новые сведения, что приводит к истощению, а не к наращиванию ресурсов.
Единственная надежда — функциональный менеджмент, так как только главные технологи, конструкторы, руководители других служб воспринимают предприятие интегрированно. Только эти люди могут обеспечить инновационное развитие. А не директор или собственник. Если трудовой коллектив выступает гарантом стабильности, то функциональный менеджмент — как движущая сила инноваций.
В новой интегрированной теории предприятие предстает также в виде семи подсистем, производящих некоторые сущности — продукцию, которой оно обменивается с внешней средой и благодаря которой существует экономика.
Эта теория позволяет установить факторы функционирования подсистем, обозначить их продукцию, показать, как связана деятельность предприятия в ее материальном выражении с производством других сущностей, которые обычно не фиксируются и не замечаются. Кроме того, она дает возможность объяснить, почему происходят неудачи, когда мы пытаемся внедрить на предприятии заимствованные институты, культурные образцы, технологии и знания, и где лежит ключ к удаче. Но для этого требуются управленческие изменения, перестройка стратегического планирования, законодательные изменения, так как Гражданский кодекс и множество сопутствующих ему нормативных актов были основаны на несовременной и устаревшей теории предприятия.
Представление о том, что производства взаимодействуют только как конкуренты, является устаревшим, необходимо формировать мезоэкономические структуры, альянсы предприятий, где люди одной профессии могли бы распределить между собой инновации, охватывающие экономику от микро- до макроуровня.
Требуются изменения в теории предприятия: они являются долгожданными в практике и политике предприятия и должны следовать за развитием микроэкономической теории.
Сфера влияния теории предприятия
· корпоративное и трудовое законодательство;
· законодательство и практика работы ФСФО;
· система статистических наблюдений и бухгалтерского учета;
· государственная бюджетная политика;
· политика местной администрации;
· ситуация на рынке труда;
· научно-техническая (инновационная) политика и т.д.
Влияет теория фирмы и на хозяйственную практику через систему ожиданий, оценки ситуации, реакции, традиции, поведение экономических агентов различного уровня.
Концепция предприятия в разных теориях фирмы
Предприятие — это:
· «ресурсный процессор» (неоклассическая теория);
· «финансовый процессор» (акционерная теория);
· «контрактный процессор» (контрактная теория);
· «исторический процессор» (эволюционная теория);
· «имитационный процессор» (инновационная теория);
· «процессор пространства» (теория позиционирования);
· «процессор знаний» (когнитивная теория);
· «социальный процессор» (трудовая теория);
· «процессор власти» (политическая теория);
· «информационный процессор» (информационная теория);
· «культурный процессор» (теория корпоративной культуры);
· «процессор событий» (эвентуальная теория);
· «процессор стратегий» (стратегический менеджмент);
· сложная многофункциональная полисубъектная и многомерная система (системно-интеграционная система).
ИСТОЧНИК: ЦЭМИ РАН