Машиностроительный комплекс определяет состояние производственного потенциала России, а потому МЭРТ России прогнозирует ускорение темпов его роста.
Ни шатко ни валко
Положительное движение в машиностроении вроде бы не очень явно, однако если вспомнить, что индекс производства в 2005 г. составил 99,9% по сравнению с 2004 г., а до 2003 г. был период развала и передела собственности, то можно предположить, что «лед тронулся». Обнадеживает пусть не резкий, но рост экспорта машиностроительной продукции (в 2006 г. — на 22%, до 15 млрд долл.; в 2004 г. — до 14,1 млрд; в 2003-м — до 12 млрд).
Импорт, как и прежде, растет существенно быстрее (149,3%) и оперирует совсем другими суммами (57 млрд долл.). В итоге отрицательное сальдо внешнеторговых операций за год выросло в 1,6 раза, а в товарной структуре российского экспорта доля гражданского машиностроения остается незначительной — 5,2%.
Хотя сальдированный финансовый результат работы промышленности за год увеличился в 1,2 раза, рентабельность производства снизилась до 18,3% против 20,4% в 2005 г. Общее финансовое состояние предприятий машиностроения характеризуется превышением в 1,5 раза кредиторской задолженности (745,1 млрд руб.) над дебиторской (486,3 млрд руб.).
Доля убыточных организаций выросла до 39% против 35,8%.
В машиностроении сохраняется минимальная интенсивность использования производственных мощностей. Основные причины, по мнению специалистов, — недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке (45%) и недостаток финансовых средств (56%). Кроме того, машиностроение испытывает хронический недостаток квалифицированных рабочих, который за год, по оценкам предпринимателей, вырос на 3% и существенно отражается на 49% базовых промышленных предприятий комплекса.
Вперед и выше
Сегменты машиностроения развиваются очень неравномерно. Например, станкостроительная и инструментальная промышленность традиционно плетется в хвосте. Как и прежде, оснастку, инструмент и станочный парк предпочитают закупать за рубежом. Хотя именно от этой отрасли зависит развитие и благополучие всего машиностроительного комплекса.
Но вот государство под влиянием мощного лобби ОАО «РЖД» обратило внимание на транспортный комплекс и увеличило объем инвестиций на 13,7%, до 490 млрд руб. Сразу же статистика зафиксировала рост выпуска магистральных электровозов (45,8%) и пассажирских вагонов (26,1%).
По сведениям Минпромэнерго, высокие темпы роста обеспечили гражданское судостроение (6%), производство гражданской авиационной техники (17%), средств вычислительной техники (11%). Хотя у оборонщиков на целых 2% снизился интерес к гражданскому производству. И реально за год построено 37 судов, 26 самолетов да спущен на воду первый блок уникальной приливной электростанции. А увеличение выпуска вертолетов до 90 штук эксперты Минпромэнерго относят к обеспечению экспортных заказов.
Развитие судостроения идет через создание единого государственного финансового холдинга. Для стимулирования развития авиационной промышленности государство существенно расширяет свое участие в отрасли, увеличивает капитализацию авиационных лизинговых компаний и объединяет производства в единый комплекс.
Кроме того, намечены государственные гарантии для поддержки экспорта самолетов отечественного производства.
В радиопромышленности производство сократилось на 1,6%, в промышленности средств связи — на 7,1%. Однако именно в этом направлении логично сделать рывок и восстановить российский приоритет на ТВ-рынке в связи с переходом страны к 2012 г. на цифровой формат телевизионного вещания.
Рост производства приборов СВЧ, резисторов, интегральных микросхем, металлокерамических приборов, электровакуумных приборов и прочих радиокомпонентов свидетельствует о том, что этот сегмент машиностроения остается придатком международного рынка технологического оборудования.
Минпромэнерго как государственный заказчик и координатор работ по действующим федеральным целевым программам развития и поддержки машиностроения озабочено разработкой принципиально новых научно-технических задач и внедрением результатов разработок отечественных НИИ в производство.
К примеру, для решения стратегической задачи импортозамещения электронной компонентной базы намечены реконструкция и технологическое перевооружение предприятий отрасли. Но, как и прежде, «экономные» руководители покупают за границей что подешевле и не самые передовые лицензии и производства (передовые им просто не продают).
Пример для подражания
У сельчан появилась возможность закупать технику по лизинговым схемам через ОАО «Росагролизинг», а инвестиционные программы «Русский трактор» и «Русский дизель» под государственным контролем. Это даст возможность компаниям развивать производство и более высокими темпами заниматься реконструкцией и модернизацией.
Последние годы отмечено увеличение инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение лидеров машиностроительной отрасли, во многих организациях начато освоение новых видов продукции.
Особая песня
Минувший год стал рекордным для автопрома как с точки зрения относительных значений (рост на 23%), так и абсолютных — рынок вырос более чем на 330 тыс. машин. В России продано 1,77 млн 778 тыс. новых легковых автомобилей. Однако более 1 млн — иномарки! ФТС сообщает, что еще 1 млн машин ввезен из-за рубежа.
На этом фоне тенденция снижения отечественного автопроизводства выглядит обвальной, хотя некоторые заводы еще пытаются выкарабкаться за счет гибкой системы скидок.
К 2010 г. в стране будет не менее 10 иностранных производств. Китай, к примеру, к этому времени наметил стать первым автопроизводителем в мире. Но добивается КНР своей цели не на примитивном «отверточном производстве», а, как в свое время Япония, скупая лучшие лицензии и оборудование, создавая совместные предприятия и нанимая толковых специалистов и наставников.
Иждивенческая политика развития автопрома ведет к полному развалу отечественного автомобильного НИОКР и по цепочке — к прозябанию всех автомобильных смежников, которые в лучшем случае станут производить чужие автокомпоненты, отдушки да коврики.
Однако обозначился и положительный сдвиг. Минэкономразвития подписало с компанией «Группы ГАЗ» соглашение о выпуске автомобилей по полному технологическому циклу по лицензии компании DaimlerChrysler. Под собственным брендом, самостоятельно обновляя модификации и создавая новые модели на иностранной платформе. Первые 25 тыс. автомобилей сойдут с конвейера в феврале 2008 г.
Правительство РФ декларирует: «Основная цель развития машиностроительного комплекса России — удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса, расширение присутствия на внешних рынках». Машиностроение должно стать конкурентоспособным, эффективным, динамично развивающимся, высокотехнологичным и восприимчивым к инновациям комплексом, который будет логично интегрирован в систему международного разделения труда». Но пока это только мечта.
Справка
Комплекс предприятий гражданского машиностроения объединяет 7500 крупных и средних предприятий и организаций, в которых работает около 2,7 млн человек (1/3 занятых в промышленности), 97% предприятий и организаций акционированы, основная доля государственной собственности сконцентрирована в научных учреждениях и проектных организациях.
Долги по зарплате
Задолженность по заработной плате на 1 февраля 2007 г. имели 0,5 млн человек, из них 23% — работники обрабатывающих производств (1,3 млрд руб.).
К сведению
В 2006 г., по данным Росстата, в сфере обрабатывающих производств была получена прибыль 1563,7 руб. Доля прибыльных организаций в их общем числе — 70,2%. Сумма убытка составила 80,2 млрд руб. Доля убыточных организаций в их общем числе — 29,8%.