Потребительской ценности для управленца баланс не представляет никакой, скорее вред. Он может использоваться в дополнение или как источник некоторой информации для применения других технологий менеджмента, но не больше.
«Читать баланс» — фраза, которая изначально несет в себе буквальный смысл: «анализ финансовой отчетности (баланс и отчет о прибылях/убытках) с помощью коэффициентов» (соотношение строк между собой).
Такое «чтение» не дает правильных ответов ни на один вопрос, а дает возможность формулировать правильные вопросы. Ответы в действиях менеджеров (в их намерениях). Не зная этих действий, «чтение баланса» — занятие бессмысленное.
Есть несколько методов оценки стоимости предприятия — эффективности менеджеров, управляющих капиталом предприятия. Условно к ним относят «балансовый метод». Но даже им не оценивают стоимость. Так как этот метод показывает не стоимость, а соотношение активов в управлении и обязательств (не пассивов). Но для оценки компании используют не балансовый метод, а метод чистых активов, то есть балансовую цену корректируют. Это метод венчурных инвесторов, когда управленцы целевой фирмы вообще не имеют четких намерений — стратегии развития бизнеса.
Да, к фирме можно применить оценку методом DCF (или другие методы, основанные на нынешней стоимости будущих денежных потоков). Но ведь у фирмы нет никакого подтверждения вероятности будущих денежных потоков, у управленцев нет стратегии — намерений, отличных от остальных игроков на рынке. То есть никаких особых сознательно используемых конкурентных преимуществ, подлежащих оценке через нынешнюю стоимость будущих денежных потоков от использования таких преимуществ.
Есть только активы, вот их венчурные инвесторы и оценивают (цена может быть гораздо ниже или выше, чем определенная методом DCF). Но инвесторы с организованных фондовых рынков (бирж) вообще с такой компанией не будут иметь дел, независимо от того, каким бы методом ее ни оценивали и как бы ни был «прочитан ее баланс». Потому что у такой компании нет будущего, а инвестируют в будущее компании, не в прошлое. Исключения возможны: например, акции KDD Group (девелоперская компания из Украины на лондонской AIM) стоят 39% от стоимости акций сопоставимых компаний (от Target Price) и продолжают падать (и это при сверхприбыльности капитала — RONA порядка 40% — особенности регионального рынка).
Хороший маркетинг помогает «втереть» плохо информированным инвесторам любые акции, но что дальше?
Нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Баланс измеряет не ту стоимость, которую признают инвесторы в акциях компании. А значит, «читай не читай», а нужной информации для управления ростом стоимости инвестиций/капитала так и «не вычитаешь». Управленцы — те, кто управляет капиталом.
В принципе «чтение баланса» с позиции управления ростом стоимости для акционеров ни о чем не говорит. А жонглировать терминами и коэффициентами из баланса — это не для управленцев.