В юбилеи принято итожить. Правда, обычно это дело приятное, поскольку подразумевает обзор успехов. А тут — об успехах инфляции за прошлые 10 лет. Тема не самая веселая, но явно интересная: в частностях мало кто помнит масштаб пережитого. Любопытно посмотреть и на лидеров и аутсайдеров десятилетней ценовой гонки.
Конечно, цены в России рванули на дистанцию не в 1998 г. В данных Росстата потребительская инфляция представлена с 1991 г. Однако турнирное прошлое «участников забега» (см. табл.) отражено в этих данных именно за последние 10 лет. Хотя, нет сомнений, за достижения и в более ранних состязаниях у них много кубков, медалей и дипломов. В общем, так и юбилейнее, и справедливее. Да и что может быть лучше в качестве очередного старта, чем год грандиозного дефолта!
Присмотревшись к «турнирной» таблице, нетрудно выявить лидеров, середняков и аутсайдеров. Но присмотревшись еще внимательнее, в годовых и итоговом «протоколах» можно усмотреть некоторые любопытные нюансы. К примеру, не все резво взяли старт в 1998 г. Так, платные услуги населению вчистую уступили рывку цен на продовольственные и непродовольственные товары. Впрочем, этой неудаче можно найти оправдание.
В ценах на услуги гражданам роль лидирующего в забеге принадлежит ЖКХ, а его, как известно, «тренирует» государство, позволяя основные резвости в начале каждого года. Дефолт же в 98-м случился в августе. Тем не менее на 10-летней дистанции цены на услуги все равно обскакали еду и промтовары (суммарный прирост соответственно 247,3, 234,3 и 216,3%).
Возможно, неожиданно верхнюю ступень пьедестала по приросту цен за десятилетие заняла не промышленность (238,2%) или грузовые перевозки (241,5%), а производство сельскохозяйственной продукции (257,1%). И дело здесь не только в темпе, который набрали цены на сельхозпродукцию в прошлом году. Как видно из таблицы, бывали годы и поурожайнее. Другое дело, что этот «сельхоззабег» по-прежнему догоняющий: ценовые ножницы между промышленностью и селом, созданные еще во времена оны, исправно «щелкают» и сегодня.
В индивидуальном же зачете, как и ожидалось, непререкаемое лидерство в 10-летней ценовой гонке принадлежит добыче полезных ископаемых (354,2%). Кстати, 2-е место занял не железнодорожный транспорт, как можно было предположить, а трубопроводный, и с большим отрывом (182,7 и 303,4% соответственно). Учитывая большой зуб на железнодорожников со стороны многих участников грузоперевозок, подчеркнем, что у них вообще второй по скромности результат после производителей и распределителей электричества, газа и воды (178,1%).
Что интересно: и добыча, и железнодорожный транспорт, и трубопроводный, и производство с распределением электричества и иже с ним — все это воспитанники государства. Но какие разные результаты! Видно, на всех тренерской руки не хватает…