[+] Налогоплательщик вправе применять ЕСХН, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.07.2011 по делу № А32-23010/2010)
Общество реализовывало собственную произведенную сельскохозяйственную продукцию, переработанную сторонними организациями на основании договоров переработки давальческого сырья.
По итогам 2006 г. доход, полученный от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в стоимостном выражении в общей сумме дохода общества составлял 94,17%. А в 2007 г. доля дохода от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки составила 85,14%. Общество считало, что является сельскохозяйственным производителем и применяло систему налогообложения в виде ЕСХН.
Но налоговая инспекция, проведя выездную налоговую проверку общества, пришла к выводу, что общество неправомерно применяло в 2006 и 2007 гг. систему налогообложения в виде ЕСХН. По мнению налоговой инспекции, общество не соответствовало определению сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленному п. 2 ст. 346.2 НК РФ, поскольку доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства по итогам 2006 г. составила только 23,99%. При подсчете этой цифры налоговики исключили из доходов от реализации продукцию, переработанную сторонними организациями на основании договоров переработки давальческого сырья.
По результатам проверки налоговики доначислили организации налоги по общей системе налогообложения.
Общество обратилось за защитой в суд.
Суд установил, что по условиям заключенных договоров на оказание услуг по переработке сырья (приемке, сушке, очистке, хранению и отпуску сельскохозяйственной продукции) контрагенты общества приняли на себя обязательства обеспечить количественно-качественную сохранность партий продукции и возвратить продукцию согласно требуемым кондициям. При этом право собственности на сельхозпродукцию к поставщикам, оказавшим названные услуги, не переходило, сельхозпродукция у контрагентов учитывалась на забалансовом счете 003 (материалы, принятые в переработку), а у общества — на счете 43 (готовая продукция).
Пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ определено, что плательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию.
При этом право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.
Ни указанная норма, ни иные положения главы 26.1 НК РФ не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности.
Противоположный подход, согласно которому доход от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной организацией с участием иных лиц, исключается из расчета установленной п. 2 ст. 346.2 НК РФ доли дохода, дающей право на применение ЕСХН, влечет неоправданное ограничение организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в кооперации с иными лицами, в праве на применение указанного специального налогового режима. Подобная дифференциация в зависимости от способа ведения деятельности по производству сельскохозяйственной продукции носит произвольный характер и не основана на положениях налогового законодательства. Таким образом, выводы налоговой инспекции являются неправомерными и общество вправе было применять ЕСХН.
[–] Налогоплательщик, самостоятельно не производящий сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющий первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственного сырья несобственного производства, не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(Постановление ФАС Поволжского округа от 20.06.2011 по делу № А65-24782/2008)
Индивидуальный предприниматель занимался изготовлением и реализацией рапсового (подсолнечного) масла из сырья не собственного производства, а из приобретенного сырья (рапса) и применял в отношении этой деятельности систему налогообложения в виде ЕСХН.
Проводя налоговую проверку, инспекция посчитала применение ЕСХН предпринимателем неправомерным и привлекла предпринимателя к налоговой ответственности.
Предприниматель обратился в суд.
Суд пришел к выводу, что предприниматель не является сельскохозяйственным производителем и потому не может применять систему налогообложения в виде ЕСХН.
В соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.
Налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку таковыми в смысле главы 26.1 НК РФ не являются.
Поэтому для отнесения налогоплательщика к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя имеет значение не просто факт производства им сельскохозяйственной продукции, а то обстоятельство, что доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), в том числе и от дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной им из сельскохозяйственного сырья несобственного производства.
Представленные в ходе налоговой проверки товарно-транспортные накладные и счета-фактуры, предъявленные предпринимателю его контрагентами, с выделением налоговой ставки по НДС в размере 10% свидетельствуют о реализации товаров, а не реализации работ или услуг. Ведь ставка НДС 10% применяется при реализации маслосемян, а не при предоставлении услуг по совместному выращиванию рапса.
Также о неправомерности применения налогоплательщиком специального налогового режима свидетельствует тот факт, что в соответствии с данными инспекций, в которых состоят на налоговом учете контрагенты заявителя, они являются плательщиками единого сельскохозяйственного налога.
Предпринимателем не представлено ни одного документа, который подтвердил бы факт оказания контрагентами услуг по выращиванию рапса, а именно акта приема-передачи выращенного урожая, товарно-транспортные накладные. Таким образом, предприниматель не вправе был применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
[+] При отсутствии свидетельства о праве собственности на землю земельный налог, уплаченный на основании принятой налоговой декларации, можно учесть в составе расходов при применении ЕСХН
(Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2011 № Ф09-4163/11-С3 по делу № А34-3434/10)
В ходе налоговой проверки сельскохозяйственного кооператива налоговики доначислили ЕСХН в связи с исключением из состава расходов земельного налога, ввиду отсутствия обязанности по его уплате и включением в состав доходов сумм полученных субсидий.
Основанием для исключения суммы земельного налога из состава расходов явилось то, что у кооператива отсутствует регистрация права собственности на землю и нет документа, удостоверяющего право собственности, владения и пользования земельным участком.
Кооператив обратился в суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
Оспаривая решение в суде, кооператив указал, что уплата земельного налога произведена им на основании принятой и проверенной инспекцией налоговой декларации и требования об уплате налога, обязанность уплатить налог и факт уплаты подтверждены актами сверок, возврат налога из бюджета не произведен.
Суд пришел к выводу, что кооператив правомерно учел суммы земельного налога в составе расходов.
В своем решении суд исходил из того, что в течение проверяемого периода инспекция признавала кооператив плательщиком указанного налога. Ведь обстоятельства, послужившие основанием для доначисления налога, в указанный период существовали, поступившие в бюджет суммы учтены инспекцией как налог, подлежащий уплате, действия заявителя не имели цели получения необоснованной налоговой выгоды, ущерб бюджету в результате данных действий не причинен.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении ВАС РФ от 02.10.2007 № 7379/07, поскольку налоги и сборы включаются с состав расходов в размерах, отраженных налогоплательщиком в представленных им налоговых декларациях, у инспекции отсутствовали основания для отказа в признании расходов кооператива по уплате начисленного земельного налога обоснованными и документально подтвержденными.