Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475 уточнен перечень документов для приобретения прав на земельный участок под зданием, находящийся в государственной и муниципальной собственности. Это позволит регистрирующим органам обладать наиболее полной и точной информацией при регистрации прав и снимет ряд обязанностей с заявителя. Старый перечень, утвержденный приказом от 30.10.2007 № 370, утратил силу с 15 октября 2011 г.
Откорректированный перечень документов, которые обязан представить заявитель, а также новый порядок их подачи значительно облегчат заявителю жизнь. Раньше кадастровый паспорт земельного участка с описанием всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, должен был выдаваться не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления. Срок действия выписок из ЕГРП ограничивался месяцем. Теперь сроки действия справок не ограниченны, что соответствует разъяснениям самого Минэкономразвития России (письмо от 02.06.2008 № Д08-1593).
В новый перечень включено восемь документов. Но не все из них обязан представлять заявитель. Некоторые запрашиваются напрямую у тех органов, которые ими располагают. В частности, речь идет о выписках из реестров, кадастровом паспорте, уведомлениях. Тем не менее обратившееся лицо вправе представить их самостоятельно.
Обозначенные в перечне документы прилагаются к заявлению о приобретении прав на земельный участок, которое подается в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предоставляющие земельные участки.
Назовем отличия нового перечня от прежнего. Вместо копии свидетельства о госрегистрации юридического лица или госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя можно подать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Если на приобретаемом земельном участке находятся здания, строения, сооружения, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП, но признаются возникшими независимо от их регистрации в данном реестре, то вместе с копиями документов, удостоверяющих (устанавливающих) указанные права, необходимо представить уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на здания, строения, сооружения. В отношении земельного участка, права на который не зарегистрированы в реестре, так же представляется уведомление об этом вместе с копиями правоустанавливающих документов.
Если права в ЕГРП зарегистрированы, то, как и прежде, подается выписка из него.
В тех случаях, когда заявление о приобретении прав на данный земельный участок представляется для переоформления прав на него, в пакет документов входит не кадастровый паспорт, а кадастровая выписка о земельном участке. Кадастровый паспорт подается в остальных случаях при приобретении прав.
Кроме того, заявитель должен сообщить обо всех зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, и указать их кадастровые (инвентарные) номера и адресные ориентиры (при наличии).
Уточненный перечень призван сократить число споров между заявителями и регистрирующими органами по поводу наличия в представляемых документах всей необходимой информации о земельном участке и расположенной на нем недвижимости.
Приказ Минэкономразвития России вступил в силу с 15 октября 2011 г. С 1 октября 2011 г. запрещено истребовать у заявителей выписки из ЕГРЮЛ, ЕРГРИП, ЕГРП, уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений, кадастровый паспорт. Заявитель представляет их только в добровольном порядке. Такой запрет распространится на документы, необходимые для приобретения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. В отношении документов, необходимых для приобретения прав на иные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, указанный запрет начнет действовать с 1 июля 2012 г.