Законопроектом, внесенным в Госдуму Правительством РФ, предлагается в несколько раз повысить размер штрафа за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии, закрытии или изменении реквизитов счетов в зарубежных банках. С этой целью предложена новая редакция ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.
За последние несколько месяцев это уже третий законопроект Правительства РФ об изменении ст. 15.25 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение валютного законодательства. Двумя проектами, внесенными в Госдуму в июне этого года, предлагалось изменить санкции в ч. 4 и 6 указанной статьи (см. «ЭЖ», 2011, № 22, с. 08). Последний проект федерального закона посвящен ч. 2 этой статьи.
В части 2 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено наказание за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации. Согласно такому порядку резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках в течение одного месяца по установленной форме (ст. 12 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Предполагается дифференцировать ответственность в зависимости от характера нарушения. А именно для тех, кто уведомил налоговиков позже месячного срока или не по установленной форме, оставить ныне действующий размер штрафа (для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.). Тех же, кто вовсе не представит в налоговый орган уведомление по форме, предлагается карать более сурово. Например, для организаций установить штраф от 800 000 руб. до 1 млн руб.
По мнению авторов законопроекта, такие изменения позволят более четко квалифицировать нарушения валютного законодательства в части нарушения порядка открытия счетов за рубежом.
Между тем с применением нормы в том виде, в каком она предусмотрена законопроектом, могут возникнуть проблемы. Ведь не ясно, по истечении какого времени после наступления месячного срока, достаточного для нарушения, обязанность уведомить будет считаться невыполненной совсем. Предусмотрена дифференциация, но четких граней между нарушениями не обозначено. На наш взгляд, было бы логично установить в ст. 15.25 некий пресекательный срок, по истечении которого можно применять повышенные штрафы.
Заметим, что положения законопроекта своего рода новация в юридической технике формулировки составов административных правонарушений. В нормах КоАП РФ, предусматривающих ответственность за непредставление тех или иных документов, это деяние приравнено к нарушению срока для их подачи (см., например, ч. 2 ст. 5.3, ч. 1 ст. 5.56 и ч. 1, 3, 4 ст. 19.8 КоАП РФ).