В сентябре промышленное производство довольно резко тормознуло. По мнению экспертов, это реакция отечественной промышленности на внешний негатив, все более сулящий миру если не вторую волну экономического кризиса, то рецессию. Вывод, видимо, верный, поскольку застопорились отрасли, не только ориентированные на экспорт, но и работающие на внутренний рынок.
Росстат сообщил 14 октября, что производители промышленной продукции снизили в сентябре цены на нее на 0,7%. Это уже подсказывало, что в прошлом месяце дела в промышленности шли не очень успешно, а статистика от 17 октября подтвердила предположение даже более, чем ожидалось.
В годовом сопоставлении прирост промпроизводства сократился с августовских 6,2 до 3,9% в сентябре — худший месячный показатель с ноября 2009 г. Начиная с 2000 г. сентябрьский показатель хуже был только в момент наступления кризиса и перед выходом из него (2,8% в 2008 г. и –8,4% — в 2009‑м). К предыдущему месяцу промышленность сократила выпуск на 0,8% фактически и на 0,3% — с исключением сезонного и календарного факторов. Последний показатель стал самым низким с начала года. До этого снижение с поправкой на сезонность и календарность наблюдалось только в феврале, причем на 0,1%.
Экспертов сентябрьские данные по промпроизводству, конечно, неприятно удивили: их консенсус-прогноз, данный Reuters, предсказывал прирост производства в прошлом месяце в размере 5,6% год к году. Даже самая пессимистичная оценка была на 1 п.п. выше полученного результата. Но и непостижимым он не стал, поскольку сентябрь отличился нагнетанием нервозности в мировой экономике прежде всего из-за долгового кризиса в еврозоне, бегством капиталов из российских активов, снижением мировых цен на нефть, усилением предсказаний рецессии или даже второй волны кризиса. При зависимости нашей экономики от внешней конъюнктуры на энергетическое сырье и металлы сентябрьское торможение промпроизводства логично вписывается в нарастающее глобальное уныние.
Экспорт наших традиционных товаров сокращается не первый месяц. Еще по итогам 1-го полугодия физические объемы поставок сырой нефти в страны дальнего зарубежья, по данным ФТС, уменьшились в годовом сопоставлении на 2,6%, а за январь — август — на 4,4%. В эти же сроки экспорт металлов и изделий из них снизился в физическом выражении на 11,8 и 12% соответственно. Другое дело, что выручают высокие цены. Но, по последним наблюдениям, их нерушимость не гарантирована. Да и не забылся обвал нефтяных цен с наступлением кризиса в 2008 г.
В целом добыча полезных ископаемых сократилась относительно августа на 2,5%, а к сентябрю 2010 г. темп роста опустился до 1,4% с августовских 3,3%. Признавая влияние внешних факторов на показатели добычи, стоит посмотреть, как она вела себя в сентябре за ряд лет. Оказывается, с 2005 г. выше темп ее прироста в годовом выражении был только в сентябре 2006 г. — 2%, а по-настоящему весомым — в 2000—2004 гг. — 4,4—9,4%. Относительно же августа начиная с 2002 г. добыча всегда снижалась, порой больше, чем на 2,5%, независимо от наличия или отсутствия кризиса в экономике.
Заметим: задавала такую динамику добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Например, к предыдущему месяцу каждый сентябрь с 1999 г. (13 лет подряд!) их добыча сокращалась. Все это говорит и о сезонной закономерности. Поэтому перебарщивать с внешнеэкономической драматургией не следует.
Больше печалят обрабатывающие производства. Именно они тащили всю промышленность на уровень вполне приличного посткризисного роста. В сентябре его темп в годовом выражении снизился в обработке до 4,4% против 7,1% месяцем раньше. Это не только самый низкий показатель всех месяцев с ноября 2009 г. Если не брать в расчет сентябрьские данные кризисного периода (2008 и 2009 гг.), то с 2000 г. ниже в этом месяце прирост производства в обработке был лишь в 2002 г. — 2,6%.
К августу снижение в прошлом месяце составило 0,4%. Это далеко не рекорд ни за период после кризиса, ни для сентября прошлых лет — начиная с 1999 г. Что, например, заставило снизить выпуск обрабатывающие производства на 2,5% в сентябре безмятежного 2007 г.? А вообще за 13 лет в этом месяце обработка спасовала относительно августа восьмой раз. Согласитесь, кое-что можно списать на закономерность и в этом случае. Но не все.
Судя по данным о выпуске важнейших видов продукции, в сентябре просели металлургия, химпром и нефтепереработка — производства, чуткие к внешней конъюнктуре. Но, видимо, неудачно сложился сентябрь и для таких «домашних» отраслей, как производство продуктов питания, легпром и выпуск стройматериалов.
Сентябрь вообще грустный месяц. Однако и с его учетом добыча закончила девять месяцев с ростом к этому же периоду 2010-го на 2,4%, обработка — на 7,2%, только вкатывающиеся в благоприятный для себя сезон производство и распределение электроэнергии, газа и воды — на 0,6%, а в целом промышленность — на 5,2%. На фоне нарастающего пессимизма неплохие результаты. Стопор еще не ступор.