«В ближайшее время нам предстоит принять новую редакцию Стратегии-2020, которая определит направления движения страны на годы вперед», — отметили участники Национального конгресса «Модернизация экономики России: приоритеты развития». В этот важнейший документ следует заложить не только красивые цели, но и реальные механизмы их достижения.
Основная цель Стратегии-2020 понятна — достижение устойчивого развития страны на основе технической модернизации с отходом от сырьевой модели экономики», — подчеркнула руководитель межведомственной группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ Екатерина Попова. Важно сделать этот важнейший документ максимально конкретным, используя методы индикативного планирования. «Стратегический план должен не только описывать будущее, но и указывать пути влияния на него», — уверена г-жа Попова. Простое обозначение цели даже самой важной стратегической программы является только декларацией. Прогноз — это предположение, план — четкая программа действий по достижению намеченных целей. Поэтому надо определить несколько главных целей, обозначить пути их достижения и привести конкретные показатели на всех уровнях управления.
По словам Е. Поповой, практика индикативного планирования широко используется во всем мире. В странах Евросоюза регулярно разрабатываются целевые программы, направленные на развитие определенных отраслей и видов деятельности. В США была представлена для обсуждения общественности стратегия развития страны до 2030 г.
Любые методы авторитарной модернизации сегодня неприемлемы, уверен вице-президент ТПП Александр Рыбаков. Двигать страну вперед должно гражданское общество в лице среднего класса и бизнеса. Сейчас инициативу этих социальных слоев тормозит отсутствие ощущения, что они работают в условиях действительно свободного рынка. Необходимо оздоровление общественной атмосферы, чтобы отдельные недружественные поглощения (читай — рейдерские захваты) не принимали вид большой политики.
Нам давно пора покончить с практикой, полагает вице-президент ТПП, когда масштабные инновационные проекты не доводятся до логического завершения, причем никто не несет ответственности за растраченные бюджетные средства. В качестве примера можно привести программу создания наукоградов. Проект начинался с размахом в конце 1990-х гг., но вскоре был «задвинут в дальний ящик», поскольку новым приоритетом стали ОЭЗ. Теперь и о них на федеральном уровне вспоминают все реже.
Столь же неприглядна и судьба федеральной программы создания технопарков. Ее важнейшим плановым показателем был объем произведенной на территории таких парков продукции и услуг, который уже должен был превысить 100 млрд руб. На деле пока построены технопарки только в Казани и Тюмени. Нужно проверить все проекты, включенные за последние десять лет в федеральные целевые программы. Следует вычеркнуть те из них, которые до сих пор находятся на нулевой стадии.
От себя добавим: желательно также вычеркнуть из числа госслужащих тех чиновников, которые принимали решения о включении этих проектов в государственные программы и занимались их реализацией.
Для реальной модернизации в России необходимы децентрализация, перераспределение властных полномочий в пользу регионов и муниципалитетов, считает А. Рыбаков. Причем речь должна идти не просто об изменении налоговых и прочих финансовых потоков. Во всем мире происходит регионализация управления, то есть хозяйственная и инвестиционная инициативы переходят к региональным сообществам.
Новому правительству следует больше внимания уделять взаимодействию государства, бизнеса и гражданского общества с целью модернизации их отношений, полагает эксперт АФК «Система» Владимир Рудашевский. Сегодня мнение бизнеса о процессах в экономике власть выслушивает, но обычно не принимает во внимание. В результате снижается доля частного сектора в ВВП (сейчас она составляет порядка 70%, в начале 2000-х гг. — 87%).
В Стратегии-2020 целесообразно предусмотреть использование кластерной модели развития промышленности, которая особенно эффективна для малого бизнеса, считают участники Национального конгресса. Определенный опыт в этой области уже накоплен в нашей стране. Так, в Центре кластерного развития в столице около 30 малых компаний, занятых производством измерительного и исследовательского оборудования, уже приблизились к объему выпуска порядка 1 млрд руб. По словам директора Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артема Киселева, в ближайшем будущем мы столкнемся с необходимостью уточнить правовой статус органов управления таких кластеров, а также недостатком квалифицированных кадров и межведомственного взаимодействия.
Чтобы реализовать одну из важнейших целей Стратегии-2020 — увеличение доли малого бизнеса в структуре экономики хотя бы до 40% — нужно освободить малый бизнес (с оборотом до 4 млн руб. в год) от налогов на три года, уверена директор фирмы «Эллен-Вест» Елена Дыбова. Начинающих предпринимателей имеет смысл освободить на три года от составления налоговой и статистической отчетности, на которую они напрасно тратят драгоценное время.