Крупнейший банк страны приобретает актив, позволяющий ему заняться страхованием жизни. Но несмотря на популярность Сбербанка, ему вряд ли удастся заинтересовать население этим видом страхования.
Сбербанк покупает у немецкой группы Allianz 100% страховой компании «Альянс Лайф». К настоящему моменту действующих договоров по «жизни» в покупаемой Сбербанком компании практически нет. Бизнес по страхованию жизни немцы полностью сосредоточили в «Allianz РОСНО Жизнь» после того, как группа Allianz стала главным акционером РОСНО. Таким образом, банку придется развивать страхование жизни под своим управлением с нуля: он покупает только название и лицензии. Однако Сбербанк считает это лучшей стратегией. Основным направлением бизнеса станет страхование клиентов банка. Уникальная позиция Сбербанка на российском рынке розничного банкинга позволит ему, как считают экcперты, занять первое место среди игроков меньше, чем за год. Сумму сделки участники рынка оценивают в 120 млн руб. Еще около 380 млн руб., по их мнению, Сбербанку придется вложить в компанию, чтобы довести уровень ее капитализации до требуемого законом и начать продажи полисов.
Сбербанк является крупнейшим банком не только Российской Федерации, но и всего СНГ. Его активы превышают четверть банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (по данным на 1 января 2011 г.). По итогам 2010 г. 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку, а кредитный портфель банка вмещает почти треть всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 31% корпоративных кредитов).
Через страхование клиентов развивают бизнес по страхованию жизни и другие российские банки: «Райффайзен» (через «Райффайзен Лайф»), «Альфа-банк» («АльфаСтрахование Жизнь»), «Русский Стандарт» (через «Русский Стандарт страхование»). Все операционисты Сбербанка предлагают клиентам застраховать жизнь при оформлении кредитной карты или обращении за иными банковскими услугами. Учитывая микроскопические размеры рынка страхования жизни в России (24 млрд руб. по итогам 2010 г.) и поток людей, который ежедневно проходит через филиалы Сбербанка, последний имеет все данные для того, чтобы «отъесть» значительную долю рынка.
Насколько быстро будет развиваться страхование жизни, во многом зависит от законодателей. Страховщики жизни давно просят налоговые льготы, а также разрешение внедрять новые продукты, такие, как unit-linked (гибрид классического накопительного страхования жизни с инвестициями в паевые фонды, что повышает уровень доходности, но и сопутствующие риски тоже). Вопрос с доступом страховщиков к пенсионным деньгам тоже не решен (разговор об этом идет уже несколько лет). Если все эти вопросы будут решены положительно, страхование жизни может прирастать на 40—50% ежегодно в течение ближайших десяти лет. Так или иначе, ненормально, что в России рынок страхования жизни занимает 2—3% общего рынка страхования. Во всем мире этот показатель держится на уровне 40—60%. Однако эта «ненормальность» у нас сохраняется уже более 20 лет — со времен распада СССР. Не думается, что Сбербанк при всей его популярности у населения сможет кардинально изменить положение.