Правительство РФ поручило Минтрансу и ОАО «РЖД» до 1 ноября текущего года взять в аренду у железнодорожных операторов до 200 000 полувагонов, чтобы обеспечить перевозки необходимых объемов народно-хозяйственных грузов, в первую очередь топлива для электростанций и объектов ЖКХ.
В ходе третьего этапа реформы железнодорожного транспорта стопроцентная госкомпания «РЖД» с начала 2011 г. практически перестала оперировать грузовыми вагонами, поскольку весь парк был передан ее «дочкам» — ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) и ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК). В результате осенью текущего года у РЖД возникла проблема. Частные операторские компании, в том числе ПГК и ВГК, под разными предлогами отказывались принимать заказы на перевозки угля. Наиболее остро это сказалось на деятельности угольных компаний Кузбасса, на складских площадках которых скопились миллионы тонн угля. Между тем Минтранс и РЖД в рыночных условиях утратили право административного влияния на перевозчиков. И не только. Как выяснилось, управление грузовыми перевозками по старым схемам перестало функционировать, а новых рыночных механизмов транспортные ведомства пока не разработали.
К этой осени ситуация приняла катастрофические масштабы. В течение двух месяцев угольные, металлургические и агрохимические компании не могли вывезти свои грузы, несли колоссальные убытки и завалили жалобами руководителей всех профильных ведомств.
В начале октября вице-премьер Сергей Иванов подписал поручение, согласно которому до 1 ноября РЖД должны получить в аренду не менее 200 000 полувагонов, принадлежащих ПГК и ВГК.
Частные операторы поддерживают это решение, но подобная мера должна носить временный характер, как и дерегулирование тарифа подвижного состава. Эта операция призвана смягчить ситуацию — не более. Об этом на пресс-конференции заявил председатель президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Сергей Мальцев.
С. Иванов потребовал от Федеральной службы по тарифам (ФСТ России), Минтранса, Минэкономразвития и РЖД в месячный срок представить предложения об изменении вагонного тарифа с учетом рыночных условий и введения «тарифного коридора».
Для изменения тарифа потребуется не менее месяца, более реальный срок — середина декабря, сказал журналистам руководитель ФСТ России Сергей Новиков. Между тем в Минтрансе отмечают, что ПГК и ВГК не спешат передавать полувагоны даже на условиях временной аренды, надеясь на скорое повышение тарифов, чтобы больше заработать.
Президент РЖД Владимир Якунин на днях заявил, что проблемы с перевозками угля и зерна по железным дорогам решены. Однако сбои в работе грузоперевозчиков глава компании признает. Проблема в том, что в России очень много частных владельцев грузовых вагонов — свыше 1800. «Они сами определяют маршруты движения своих вагонов, не принимая во внимание возможности инфраструктуры. В результате порожняк забивает станции, проезжает мимо груза, отчего грузовладелец несет убытки, страдает экономика регионов», — отметил глава РЖД.
Правда, в ФАС видят главную проблему в монополизме со стороны «дочек» РЖД. Железнодорожная реформа привела к тому, что большую часть грузовых вагонов РЖД передали двум компаниям. При этом монополия осталась, а тарифы за использование вагонов перестали регулироваться государством.