Пешеходы требуют изменить Закон об ОСАГО, КоАП и ГОСТы

| статьи | печать

Пешеходы предлагают изменить систему компенсационных выплат в случае причинения ущерба жизни и здоровью. Минфин согласен.

Минфин России готовит законопроект с поправками в Закон об ОСАГО. Предусмотрены увеличение максимального размера выплат в случае причинения ущерба жизни и здоровью с 160 000 до 500 000 руб. и изменение порядка получения выплат. Предложения по этому поводу есть и у межрегионального общественного движения за права пешеходов в России «Союз пешеходов». Союз предлагает внести поправки в Закон об ОСАГО, предусматривающие выплату предварительных компенсаций за тяжкий или средней тяжести вред, нанесенный здоровью всем пострадавшим в ДТП гражданам (пешеходам, водителям, пассажирам), в размере 20 и 40% максимальной суммы компенсации без предоставления подтверждающих документов (последнее поддержано Минфином). Принятие таких поправок, считают в союзе, будет способствовать более качественному лечению пострадавших и снизит тяжесть последствий для здоровья от полученных травм.

В настоящее время выплаты можно получить только после завершения лечения — через 12—18 месяцев, представив массу справок и выписок. Преодолеть бюрократические редуты способны не все. Поэтому в страховые компании за компенсацией обращается менее 1% пострадавших в ДТП пешеходов и менее 3% водителей. А ведь деньги на лечение требуются сразу после аварии! Учитывая, что предполагаемый размер выплат 500 000 руб., Союз пешеходов планирует выплачивать пострадавшим предварительную компенсацию в размере 20 и 40% максимальной суммы через месяц после ДТП. Тогда многие получат необходимое платное лечение, которое по разным причинам не может быть предоставлено в рамках обязательного медицинского страхования. Возможность получить своевременное лечение уменьшит число случаев инвалидизации пострадавших.

Помимо повышения суммы максимальной выплаты Минфин предлагает создать специальную таблицу и сводить в нее все возможные виды травм с указанием суммы выплат по каждой травме. Как сообщают в Минфине, в настоящее время полную таблицу ставок по травмам готовят в Минздравсоцразвития.

В Союзе пешеходов, комментируя последние законодательные инициативы по ОСАГО, отметили, что многие пешеходы вообще не знают, что имеют право на получение выплат по ОСАГО, если пострадали от наезда. Кроме того, сложности возникают с получением информации, в какую страховую компанию обращаться, особенно если наезд совершен в темное время суток, без свидетелей и виновник скрылся. Поэтому наряду с изменением системы выплат и тарификации травм союз призывает пешеходов повышать юридическую грамотность. Если виновник аварии или страховая компания неизвестны либо отказываются платить, следует направить жалобу в надзорные органы (ФСФР и ФССН) и Российский союз авто­страховщиков.

Сегодня основная причина гибе­ли и травматизма пешеходов — переход улицы в неположенном месте. Около 25% всех наездов на пешеходов совершаются на пешеходных переходах (90% по вине водителей). Кроме того, травматизм заметно повышается в темное время суток. Нередки случаи наездов на пешеходов, которые из-за отсутствия альтернативной дорожки вынуждены передвигаться по обочине дорог. Союз пешеходов предлагает:

  • внести изменения в КоАП и повысить штрафы за проезд на красный свет регулируемого пешеходного перехода до 1700 руб.;
  • предусматривать при проектировании и строительстве пешеходных переходов:

• дополнительное освещение пешеходных зон, имеющих окраску «зебра»;

• наличие искусственных неровностей при подъезде к пешеходному переходу для снижения водителем скорости;

• повышение (относительно полотна дороги) зоны пешеходного перехода, обозначенного знаком «зебра» на 3—4 см, в целях гарантированного снижения скорости автомобиля;

  • отказаться от нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах, где происходит основное количество наездов на пешеходов (из-за того, что водители автомобилей, двигающихся по левым полосам, не видят пешехода за автомобилем, находящимся на правой полосе дороги), заменить их регулируемыми пешеходными переходами (нашумевшая авария в Брянске, где от наезда погибла трехлетняя девочка, произошла именно на таком переходе; виновница аварии не видела пешехода с ребенком из-за автобуса, двигавшегося по соседней полосе);
  • оборудовать не менее 20% регулируемых пешеходных переходов камерами видеофиксации проезда транспортного средства на красный сигнал светофора;
  • установить на не менее чем 20% нерегулируемых пешеходных переходов камеры фиксации превышения скорости движения в зоне пешеходного перехода;
  • планировать при проектировании и строительстве дорог в населенных пунктах пешеходные ограждения в местах, где нет пешеходных переходов, но вдоль дорог имеются общественно значимые объекты инфраструктуры (остановки общественного транспорта, магазины, государственные или муниципальные учреждения и т.п.), чтобы снизить мотивацию пешехода перейти дорогу в неположенном месте, дооборудовать действующие дороги пешеходными ограждениями;
  • предусматривать при проектировании и строительстве дорог между близко расположенными населенными пунктами (до 5 км) пешеходных дорожек на обочине, отделенных ограждениями от проезжей части дороги или удаленных от проезжей части более чем на 2 м;
  • внести поправки в п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766—2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» («Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200—300 м...») и вернуть действовавшие до введения этого ГОСТа требования по максимальному расстоянию между пешеходными переходами в населенных пунктах от 120 до 150 м; определить, где необходимо, строительство надземных или подземных пешеходных переходов;
  • принять закон об обязательном ношении на верхней одежде в темное время суток светоотражающих элементов, бесплатно обеспечивать школьников и пенсионеров такими светоотражающими элементами (подвесками, наклейками, накидками).

Эти предложения по большей части повторяют европейский опыт. В прошлом году в РФ было сбито около 17 000 пешеходов.