На практике довольно часто ремонт общего имущества берет в свои руки один из собственников, а остальные собственники возмещают ему понесенные расходы. О том, как учитываются такие суммы при применении УСН, Минфин России рассказал в письме от 04.08.2011 № 03-11-06/2/114.
Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы», отремонтировала крышу здания, принадлежащего нескольким собственникам. В дальнейшем собственники возместили ей понесенные расходы добровольно либо через суд. Организация засомневалась: нужно ли учитывать полученные суммы в составе доходов? И обратилась за разъяснениями в Минфин России.
Специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что компенсация участниками долевой собственности расходов, понесенных организацией на ремонт общего имущества, в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, может быть признана доходом организации на дату ее фактического получения. Дело в том, что при применении УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ. В частности, к ним относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Такая позиция, на наш взгляд, является достаточно спорной. Во-первых, между участниками долевой собственности нет договорных обязательств по выполнению ремонта общего имущества. Такой ремонт они должны выполнять в силу закона. На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества. Поэтому рассматривать компенсацию как санкцию за нарушение договорных обязательств нельзя.
Компенсация не является и возмещением убытков или ущерба. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. А под ущербом понимается утрата или повреждение имущества (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Очевидно, что никаких повреждений общему имуществу участники долевой собственности своими действиями не наносили. Кроме того, нельзя говорить о том, что участники долевой собственности своим неучастием в ремонте общего имущества нарушили права организации. Ведь они никак не ограничили ее право владения и распоряжения принадлежащей ей долей в общем имуществе. Соответственно о возмещении убытков речь также идти не может.
На наш взгляд, компенсацию участниками долевой собственности расходов, понесенных на ремонт общего имущества, в принципе нельзя рассматривать как доход. Доходом в налоговом законодательстве признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ). Определения понятия «экономическая выгода» в налоговом законодательстве нет. Поэтому нужно обратиться к другим отраслям законодательства (ст. 11 НК РФ). Так, из п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» следует, что доход — это увеличение экономических выгод, приводящее к увеличению капитала организации. А расход — это уменьшение экономических выгод, приводящее к уменьшению капитала организации (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли (ст. 2 ГК РФ), которая представляет собой разницу между доходами и расходами. Таким образом, об экономической выгоде можно говорить, только когда в результате осуществленных действий происходит прирост капитала организации. Но в случае несения расходов по ремонту общего имущества и их последующего возмещения никакого прироста капитала организации не происходит.
Таким образом, включать суммы компенсации понесенных расходов при ремонте общего имущества, полученные от участников долевой собственности, в состав доходов не следует.
Но нужно учитывать, что следование этой позиции наверняка приведет к спорам с налоговиками и свою правоту придется отстаивать в суде. А арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась.