Размещаемые продавцом в месте продажи сведения о товаре, которые законодательство требует довести до потребителей, не носят рекламного характера (постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 № 7517/11).
Предприниматели, размещающие информацию о товарах (работах, услугах) для общего доступа на вывесках или стендах, должны понимать, как ее квалифицировать — как рекламу или как сведения, которые должны быть предоставлены потребителю по закону.
Это имеет значение, так как к размещению рекламы законодательство предъявляет ряд жестких требований, несоблюдение которых сурово наказывается.
На установку рекламных конструкций выдаются разрешения местного органа самоуправления, а также заключается соответствующий договор (п. 10 ст. 19 Федерального закона 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — Закон о рекламе). Для размещения рекламной вывески на стене многоквартирного дома необходимо получить разрешение собственников общего имущества дома (ст. 36, 39 и 145 Жилищного кодекса, ст. 246 и 247 Гражданского кодекса).
Для размещения же информации в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) ничего этого не нужно.
Суммы административных штрафов, налагаемых на юридических лиц за нарушение Закона о рекламе, существенно отличаются от размеров штрафов за нарушение Закона о защите прав потребителей. Так, нарушение законодательства о рекламе наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) влечет предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). При этом в силу подп. 2 и 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе его действие не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
До сведения потребителя должна быть доведена, в частности, такая информация о товарах (работах, услугах): адрес места нахождения и наименование изготовителя (исполнителя, продавца), сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цена в рублях и условия их приобретения, правила продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца). На это указано в ст. 9 и 10 Закона о защите прав потребителей. Закон не ограничивает изготовителей и продавцов в выборе способов информирования потребителя.
Следовательно, сведения на стенде, подпадающие под перечисленную информацию, рекламой не являются, хотя и обладают ее признаками, например направленностью на привлечение внимания к объекту рекламирования и формирование и поддержание интереса к нему. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ, пересмотрев дело в порядке надзора.
Фабула
Общество установило на автозаправочной станции конструкции (крупные стелы) с информацией о видах и цене топлива, месте его производства и соответствии определенным экологическим нормам (стандартам).
Управление по наружной рекламе администрации города (далее — Управление) решило, что конструкции рекламные, поскольку информация на них привлекает внимание неопределенного круга лиц, а данные о соответствии топлива конкретным стандартам подчеркивают преимущество перед топливом иных стандартов, реализуемым другими участниками рынка.
Поскольку общество не получало разрешение органов местного самоуправления на размещение конструкций, Управление выдало предписания демонтировать их. Общество с этим не согласилось и подало иск в арбитражный суд.
Исковые требования
Общество заявило иск о признании недействительными предписаний Управления, обосновав его тем, что сведения на конструкциях не носят рекламного характера и не имеют рекламного содержания. В иске также отмечалось, что спорные конструкции являются объектами недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в установленном порядке, в связи с чем у Управления нет полномочий на выдачу указанных предписаний.
Судебное разбирательство
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказались удовлетворить заявленные требования, посчитав, что предписания соответствуют нормам законодательства о рекламе и не нарушают прав и законных интересов общества.
Суды пришли к выводу, что конструкции не только содержат информацию о месторасположении автозаправочных станций, но и привлекают внимание неопределенного круга лиц к товарам, реализуемым обществом, в том числе подчеркивают их преимущество перед топливом иных стандартов, реализуемым другими участниками рынка, то есть в указанной информации имеются признаки рекламы. Для размещения рекламных конструкций обществу следовало получить разрешение в органе местного самоуправления.
Мотивируя свои решения, суды сослались на ст. 3 и 19 Закона о рекламе, в которых приведены понятия рекламы и рекламной конструкции и определено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается и подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления.
Суд кассационной инстанции подчеркнул, что исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования рекламные конструкции должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств. При этом какого-либо иного способа устранения нарушения Закона о рекламе помимо демонтажа самовольно установленной рекламной конструкции в этом законе не содержится и он не связывает демонтаж с титулом владения рекламной конструкцией.
Позиция Президиума ВАС РФ
Рассмотрев дело в порядке надзора, Президиум ВАС РФ счел позицию нижестоящих судов ошибочной, отменил их решения и признал предписания Управления недействительными. Президиум согласился с позицией общества, представитель которого, выступая перед судьями, заявил, что информация на конструкциях размещена исключительно во исполнение требований законодательства — Закона о защите прав потребителей, Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утвержден постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118) и не может считаться рекламой.
В частности, названный техрегламент требует от изготовителей и (или) продавцов автомобильного бензина и (или) дизельного топлива указывать в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива. В связи с этим для удобства потребителей-автомобилистов информация, каким экологическим нормам соответствует реализуемое на АЗС топливо, была размещена на информационной стеле.
Отметим, что выступавший докладчиком по данному делу судья Президиума ВАС РФ привел пример аналогичной ситуации, когда информация о товаре считается не рекламой, а сведениями, которые по закону необходимо сообщить потребителям. Изготовитель, указывая на упаковке продуктового товара «без ГМО», не преследует цель продемонстрировать преимущество товара перед теми, которые содержат ГМО, а исполняет требования законодательства о доведении такой информации до сведения потребителей.
Статья 19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.