Три столпа современного управления

| статьи | печать

Развитие экономики и бизнеса сопряжено с высоким уровнем потребления ресурсов. А это ведет к их дефициту, загрязняет окружающую среду, ухудшает здоровье человека. Ограничение и регулирование такого воздействия в Германии, Австрии и Швейцарии привело к возрастанию социальной и экологической ответственности компаний, вылилось в проблему устойчивого развития с точки зрения экономичности, социальности и экологичности продуктов и их производства и стало важным принципом управления. Как управляют устойчивым развитием бизнеса компании сегодня? Какими методами и инструментами пользуются для принятия решений? Какова в этом роль контроллера?

Сегодня управленческие решения и их последствия во многих концернах рассматривают с трех позиций: экономической, социальной и экологической. В этой связи наряду с финансовой устойчивостью появилось понятие «устойчивое развитие бизнеса», включающее эти три аспекта.

Как показали результаты последнего исследования (июль 2011 г.) Международного Хернштайн института менеджмента, из 302 компаний Германии, Австрии и Швейцарии в среднем 55% учитывают эти три составляющие в управлении. Если в Швейцарии их принимают во внимание 51%, Австрии — 43%, то в Германии — 71% компаний. Для регулирования вредных воздействий и стандартизации требований в этой стране 63 компании из 100 с самыми большими оборотами и 81% предприятий из списка DAX-30 ежегодно составляют публичный отчет по устойчивому развитию (Global Reporting Initiative — GRI). Именно эти три фактора определяют полную ответственность, а значит, и успех современного предприятия.

Потребление и дефицит ресурсов связаны не только с их эффективным использованием и расходами, но и со стратегическим обеспечением доступа к дефицитным ресурсам и репутацией предприятий. И прежде всего это касается поставщиков ресурсов. Волну общественного давления на бизнес крупные концерны перенесли на своих поставщиков в виде требований прозрачности и соблюдения определенных критериев во взаимодействии с ними. В среднем бизнесе эта проблема обострилась во взаимных требованиях к поставкам.

Давление в цепочках поставок оказалось сильнее, чем готовность частных клиентов платить за такие продукты. Только 21% клиентов готов платить за современные продукты, 13% готовы платить, но для них пока это неактуально, 53% осознают проблему, но пока не готовы платить больше, для 13% данная тема вообще не имеет значения. Таковы результаты исследования, проведенного на основании 23 интервью крупных концернов разных отраслей, восемь из которых входят в DAX-­30, специалистами НИИ менеджмента и контроллинга (IМС) и школы менеджмента Германии (апрель — декабрь 2010 г.).

Опрошенные руководители управляют устойчивым развитием предприятия, используя инструменты неформального управленческого воздействия, например культуру предприятия, и формального, в частности управление процессами или целями.

На практике при управлении устойчивым развитием необходимо проанализировать возможности всех форм управления для выбора оптимальной и подобрать соответствующий управленческий инструментарий.

Измерение

Успешное управление непрерывным развитием в качестве первого шага предполагает измерение и анализ проблемы (рис. 1).

К экологическим индикаторам относят:

  • выбросы, отходы, канализацию;
  • потребление ресурсов (энергии, воды, материалов);
  • продукты и услуги;
  • транспорт;
  • биологическое разнообразие.

Измерение: EN19 — выбросы озона, снижаемые материалы по весу.

К социальным индикаторам причисляют:

  • условия труда, практика труда;
  • рава человека;
  • общество;
  • ответственность продукта.

Измерение: HR4 — общее число случаев дискриминаций и принятых мер.

Экономическими индикаторами являются:

  • экономический результат;
  • локальные рынки;
  • непрямое экономическое влияние.

Измерение: EC3 — объем социальных пожертвований предприятиями (благотворительных взносов.

Индикаторы можно измерить непосредственно и опосредованно (косвенно). При прямых методах используют современные счетчики или специальные приборы для измерения, например концентрации СО2 в выбросах, либо проводят опрос сотрудников или населения по той или иной проблематике. Непрямые методы основаны на экспертных оценках, или расчетах выбросов СО2 на базе других величин. Приведем пример непрямого расчета выбросов СО2 в атмосферу (табл. 1).

Как правило, сбор данных по выбросам предполагает большие затраты и сопряжен с определенными трудностями и ограничениями: с выбросами связана деятельность всего предприятия, доступ к данным поставщиков сложный, сбор данных недостаточно стандартизирован, существуют юридические ограничения ввиду защиты данных.

Для выявления потенциала снижения выбросов СО2 компанией вначале их анализируют, а затем разрабатывают мероприятия (рис. 2).

На основании учета содержания СО2 в продуктах можно получить информацию о потенциале его снижения в цепочке поставок (табл. 2).

Управление процессами

Формальное управленческое воздействие основано на управлении целями и процессами, формирование которых основывается на точном знании взаимосвязей предприятия и концепции управления.

Инструментами управления процессами могут быть согласованные предписания (СП) и задания для бизнес-процессов.

СП используют для учета требований законов и других нормативных документов в различных сферах деятельности предприятия. Например, уровень содержания вредных веществ, границы эмиссии СО2 в различных материалах, допустимое рабочее время по законодательству и др. Их нарушение способно повлечь за собой негативные последствия для предприятия.

Как показало исследование (IMC), СП применяют в основном:

  • на предприятиях, деятельность которых значительно регулируется государством. Например, производители энергии или фармацевтики применяют их чаще, чем торговые предприятия;
  • при взаимодействии с поставщиками, гарантируя с их помощью соблюсти стандарты устойчивого развития бизнеса (правовые предписания и этически корректное поведение) в цепочках поставок. И это чрезвычайно важно. СП защищают репутацию предприятия, поскольку общество повышает его ответственность за условия производства и за цепочки поставок;
  • для обеспечения этически корректного поведения сотрудников. Так, на многих предприятиях существует кодекс управления, содержащий антидискриминационные меры.

Задания для бизнес-процессов представляют в виде последовательных контрольных шагов по соблюдению определенных требований, что и создает условия для устойчивого развития. Например, в снабжении каждая закупка должна проверяться на определенные экологические критерии. На одном из опрошенных предприятий критерий устойчивого развития учли при выборе поставщиков и вес этого фактора оценили на 10%. Новые требования учитываются также в инновационных и инвестиционных процессах (табл. 3). Согласно исследованию (IMC) для процессов снабжения, как правило, используют СП, а не задания для процессов.

Предприятия, производящие машины, оборудование — предметы длительного пользования, обычно применяются задания в инвестиционном процессе, поскольку такие решения определяют устойчивое развитие бизнеса на многие десятилетия.

Управление целями

Устойчивое развитие можно определить в качестве цели предприятия (производства). Управление такими целями зависит от его специфики и происходит либо на уровне всего предприятия как организации, либо по проектам. Подобное управление направлено на использование потенциала рынка (управление рыночным потенциалом) или на развитие устойчивого производства продуктов (целевое управление производством). Эти две формы применяют опрошенные предприятия. Однако на практике управление процессами встречается чаще, чем управление целями.

Выбор оптимальной формы целевого управления зависит от организационной формы предприятия и значимости для него различных аспектов устойчивого развития.

Результаты исследования (IMC) показывают, что рыночным потенциалом управлять проще, поскольку необходимые условия для этого — информационное обеспечение управления — уже созданы.

Использование рыночного потенциала в управлении адекватным способом означает учет экологических и социальных требований в развитии новых продуктов и сокращение связанных с ними рисков в выпускаемом портфеле продуктов. Учитывать их можно в рамках оперативного планирования объемов продаж. Оборот таких продуктов лучше показывать в отчете отдельно. Дополнительно нужно гарантировать, что подобные требования будут учтены в новых продуктах.

Целевое управление непрерывным развитием производства весьма сложное и требует от предприятий огромных усилий. Здесь на первом этапе необходимо создать базу данных немонетарных показателей, например количество отходов и сточных вод или СО2-выбросов. И если такое информационное обеспечение сделано без достаточной детализации и надежности данных, то на последующих этапах — определении, каскадировании, интенсификации и контроле устойчивого развития возникнут проблемы (табл. 4). На втором этапе полученные показатели можно интегрировать в управление, непрерывно работая с этими показателями. Иначе говоря, потребление СО2 надо не только измерить, но и интегрировать в управление по цели (табл. 5).

Роль контроллинга в управлении устойчивым развитием

Ответственность за управление устойчивым развитием возложена на специализированное подразделение (отдел) и контроллинг. Спецотдел владеет специальными знаниями по теме, контроллинг несет ответственность за систему информации и отчетности и является собственником процессов регулирования правил и важнейших управленческих и финансовых ноу-хау.

При этом контроллинг может выполнять одну из трех ролей:

1) нести совместную ответственность за управление

(ответственность контроллинга за управление ограничивается главным образом темой учета СО2. Здесь контроллинг имеет много общего с финансовыми процессами, которые фиксируют СО2-эмиссию количественно и оценивают ее в деньгах);

2) поддерживать управление (эту функцию контроллинг выполняет в процессе разработки, оценки и проверки реализации соответствующих мероприятий. Он определяет финансовые взаимосвязи и последствия таких мероприятий. Это может происходить в рамках проектного управления либо управления портфелем проектов, в которых контроллинг выполняет поддерживающую функцию);

3) не участвовать в управлении (основанием против участия контроллинга в управлении могут быть сложность тематики, малая схожесть с задачами контроллинга, незначительность темы, а также наличие отдела устойчивого развития бизнеса, который несет ответственность за управление).

Инструменты контроллинга

Для учета воздействия трех аспектов устойчивого развития на продукты и их производство на практике используются следующие инструменты.

АВС-анализ

Он позволяет анализировать продукты и процессы их производства с точки зрения их экологических, социальных и экономических последствий. При этом продукты и процессы подразделяют на три класса по принципу срочности действий. Продукты класса А требуют принятия срочных мер и конкретных действий, а класса С — не требуют срочного вмешательства. Результаты анализа показывают слабые или сильные места, и эту информацию используют для правильного распределения и концентрации имеющихся ресурсов по наиболее важным направлениям для развития предприятия.

Матрица экологической эффективности

В анализе экологической эффективности сравнивают «создание вреда» — экологические воздействия продукта и его производства с созданием стоимости — экономический эффект, измеренный, например показателем ROI. Сравнение в матрице экономического и экологического воздействия позволяет позиционировать продукты в матрице и оптимизировать портфель продуктов и их производство по экономическим и экологическим критериям. Матрица дает возможность установить компромисс и синергию между этими двумя измерениями.

Устойчивое развитие ССП

Сбалансированная система показателей (ССП) устойчивого развития — инструмент управления с помощью показателей. Этот инструмент интегрирует три аспекта устойчивого развития в стратегическом управлении. Вначале определяют значимые для успеха предприятия факторы (аспекты) устойчивого развития, изучают их и устанавливают причинно-следственные связи, влияющие на успех предприятия. Затем их вписывают в известные четыре перспективы ССП (финансы, процессы, клиенты, персонал) наряду с показателями внешней среды. Альтернативный вариант состоит в дополнительной перспективе в ССП «устойчивое развитие» либо в использовании отдельной ССП специально для целей непрерывного развития.

Непрямой расчет выбросов СО2 по транспортным средствам)
(на примере поездки контроллера на конгресс контроллеров)
(табл. 1)

Вид транспорта

Расстояние

Выбросы СО2 (г/км)

Общие выбросы СО2


Берлин — Мюнхен


(кг)

Железная дорога

585

46

26,9

Автомобиль

585

138

80,7

BMW 740i


235


Mercedes C 180


130


Самолет

585

356

208,3

Велосипед

585

0

0

Анализ продукта на остаточное содержание СО2 в выбросах в атмосферу
на примере моющих средств Henkel, СО2 г/стирка
(табл. 2)

Цепочка поставок и фазы

Средняя температура стирки

использования продукта

46°С

30°С

60°С

Добыча

160

160

160

Производство

20

20

20

Упаковка

25

25

25

Распределение (сбыт)

5

5

5

Оптовая продажа

7

7

7

Использование продукта

500

230

750

Утилизация

24

24

24

Всего:

750

480

980

Источник: Henkel 2009

Устойчивое развитие в управлении бизнес­процессами (табл. 3)

Процессы снабжения

Инвестиционные процессы

Инновационные процессы

  • директивы по комплайнсу в процессе выбора поставщиков;

  • фильтр или дополнительный оценочный критерий в инвестиционном процессе;
  • фильтр или дополнительный оценочный критерий на ранней стадии инновационного процесса;

  • определение требований комплайнса и их проверка аудитом;

  • учитывается как фильтр: «новые
    машины должны быть более эффективными по СО2 выбросам»;

  • анализ экологических и социальных свойств продукта по сравнению с прошлыми продуктами (не является ли данный продукт лучше и прогрессивнее прежнего);

  • социальные аспекты доминируют, экологические могут быть учтены на 10%

  • либо как дополнительный оценочный критерий «до инвестирования в новое здание необходим договор Due­Dilligence по внешней среде»;
  • имеет особый смысл при значительном экологическом и социальном влиянии предприятия на использование продукта


  • имеет смысл при определенной сумме инвестиций и при общественно значимых инвестициях


Источник: ССМ 2011

Управление целями устойчивого развития на примере Bayer AG (2010) (табл. 4)

Определение целей концерна

Постоянный уровень абсолютного значения СО2 от 2007 до 2020 гг.

Каскадирование целей

в материалах: 25% (на одну тонну выпуска)

выход породы: 15% (абсолютно, базисный 2005 г.)

для здоровья: 5% (абсолютно, базисный 2005 г.)

Стимулирование целей

Правление, ответственные за устойчивое развитие,
оперативные сотрудники

Контроль целей

Ежегодный контроль целей

Источник: ССМ 2011, Bayer 2010, CDP 2010

Интеграция целей в управление предприятием (требования) (табл. 5)

Процесс управления целями

Цель

Типичные требования к целям

Определение целей концерна

В следующие девять лет выбросы снизятся на 2,3%. Цель — снизить до 25% до конца 2002 г.

Нереалистично

Неясно, как цель будет достигнута

Каскадирование целей

В данном отделе снижение на 20%. Для этого в другом отделе снижение составит 40% или как всегда

Нет знаний о потенциале снижения

Нет возможностей проницаемости

Стимулирование целей

Для стимулирования целей непрерывности загрузки данных недостаточно

Нереалистичная постановка цели

Контроль целей

В 2011 г. необходимо провести анализ данных факт/план. Если будут отклонения, кого мы должны об этом информировать? Правление этим не интересуется.

Высокая вариабельность данных по причине различных методов измерения.

Слабое восприятие данных

Источник: ССМ