Шпаргалка для оптимизации

Эффективность показывает, где найти возможности для улучшений
| статьи | печать

Преодолеть сложившуюся зависимость от экспорта сырьевых ресурсов и импорта готовых высокотехнологичных изделий промышленного назначения и потребительских товаров можно, только научившись выпускать отечественную высококачественную, конкурентоспособную продукцию при неуклонном снижении затрат на ее изготовление, то есть постоянно повышая эффективность производства.

Основные понятия

В англоязычной экономической литературе используется термин productivity, который можно переводить как производительность, понимая при этом отношение некоторых полученных конечных результатов (например, объемов выпуска продукции) к потраченным на это определенным ресурсам (включая такой ресурс, как время).

Широко известны и различные показатели оценки производительности, например киловатт-часы, выработанные электростанцией на единицу топлива; тонны руды, поднятые шахтой за смену; километры на литр топлива для транспортных средств, урожай с гектара в сельском хозяйстве и т. д. — все это показатели производительности.

Но чаще всего этот термин представляет собой редукцию от слов total factor productivity, что переводится как совокупная факторная производительность (СФП).

В отечественной экономической науке этому термину соответствует понятие «экономическая эффективность», под которой понимается соотношение совокупных затрат ресурсов и результатов деятельности. Данное замечание выходит за рамки чисто лингвистического характера. Но при обилии переводной литературы, которую читают наши менеджеры в процессе обучения и в ходе практической деятельности (а знающие английский язык читают и много экономической литературы в оригинале), в ряде случаев возникает недопонимание того, что же представляет собой общепринятое в современной рыночной экономике понятие «эффективность».

Концепция совокупной факторной производительности базируется на теории факторов производства, в рамках которой производительным считается не только труд, но и другие факторы, например капитал, земля, накопленные знания и т.д.

Принятая в американской экономической науке категория «производительность» (productivity) в настоящее время рассматривается как соотношение затрат всех (в случае совокупной факторной производительности — total factor productivity) или некоторых (в случае частной производительности — partial productivity) ресурсов, использованных в производстве в качестве факторов производства (inputs), и полученных результатов (объем выпуска продукции или объем оказанных услуг — outputs).

Именно такова суть понятия «эффективность» в современной рыночной экономике. В широком смысле слова эффективность – это мера экономичности и результативности использования ресурсов как вводимых факторов производства для получения продуктов и услуг такого качества и в таких объемах, какие необходимы обществу в длительной перспективе.

От входа к выходу

Эффективность – важнейший показатель оценки результатов работы как компании в целом, так и ее отдельных подразделений, поэтому он должен быть увязан с другими критериями.

Один из известных американских специалистов в области оценки СФП Д. С. Синк предлагает такую модель. С его точки зрения, результат работы — это функция семи взаимосвязанных критериев:

  • эффективности;
  • результативности;
  • экономичности;
  • качества;
  • качества трудовой жизни;
  • внедрения новшеств
  • и прибыльности или согласованности с бюджетом.

Он поясняет смысл каждого из этих критериев с точки зрения анализа работы организации по методу «вход — выход».

Критерии

Эффективность (effectiveness) —это отношение выходов к входам.

Результативность (productivity) имеет отношение к выходам и результатам. Это отношение фактического выхода к ожидаемому. С помощью результативности оценивается, делается ли правильная (нужная, полезная) работа.

Экономичность (efficiency) имеет отношение к входам, с ее помощью оценивается реальное потребление ресурсов в сравнении с ожидаемым. Экономичность означает правильное выполнение работы (которая в принципе может оказаться и ненужной, бесполезной).

Качество (quality) можно измерять в пяти контрольных точках:

Q1 — активный отбор и управление поставщиками ресурсов (входы);

Q2 — обеспечение соответствия исходных ресурсов (входы) требованиям компании, при этом поставщики по ряду показателей (своевременность поставок, качество ресурсов, их стоимость, количество, комплектность поставок и т.д.) могут и превысить установленные требования;

Q3 — обеспечение того, что процессы добавления ценности в компании способствуют повышению эффективности, внедрению новшеств и улучшению качества трудовой жизни;

Q4 — обеспечение соответствия выходов (продукция и услуги) требованиям как внешних, так и внутренних поставщиков;

Q5 — знание запросов потребителей, соответствие их требованиям, нуждам, ожиданиям и желаниям (или их превышение).

Качество трудовой жизни (quality of working life) — это эмоциональный отклик работников на окружающую их трудовую среду.

Внедрение новшеств — созидательные усилия по постоянному совершенствованию операций.

Прибыльность — отношение доходов к затратам для центров затрат, тогда как согласованность с бюджетом — отношение фактических затрат к ожидаемым для центров затрат.

Необходимо установить общие категории показателей по всем этим семи критериям.

Внимание приоритетам

Разбивая общие показатели на отдельные измеряемые величины, можно получить очень длинный список, то есть показателей окажется слишком много. Следовательно, нужно расставить приоритеты.

В ряде случаев высшие менеджеры принимают волевое решение о том, какие показатели высшего приоритета использовать. Однако такое решение с точки зрения оперативного управления производством неверно.

Нельзя также целиком доверить работу по созданию системы сбора и обработки информации программистам (специалистам из электронно-вычислительного центра), так как они могут не учесть требования пользователей этой системы. К ее разработке надо привлечь прежде всего именно пользователей и представителей всех заинтересованных сторон (менеджеров предприятия, работодателей, рабочих, профсоюзные организации, инвесторов, потребителей, правительственные учреждения и др.).

Достойные цели

На предприятиях эффективность подсчитывается и оценивается для того, чтобы проанализировать результативность и экономичность его работы. Ее оценка позволяет сравнить деятельность предприятия с работой конкурентов, подсчитать относительные выгоды при использовании разных ресурсов, определить относительные показатели работы различных подразделений, стимулировать улучшение текущей деятельности.

Показатели эффективности помогают также устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностической деятельности в процессе развития организации, указывающие на узкие места и препятствия на пути к желаемым результатам. Более того, считается, что нельзя улучшить производственные отношения или установить правильные связи между производительностью труда, уровнем заработной платы и политикой участия работников в доходах без оценки эффективности.

Оценка эффективности показывает, в чем искать возможности для улучшений. Это важный инструмент для принятия управленческих решений.

Нельзя улучшить производственные отношения или установить правильные связи между производительностью труда, уровнем заработной платы и политикой участия работников в доходах без оценки эффективности.

Оценка эффективности показывает, в чем искать возможности для улучшений. Это важный инструмент для принятия управленческих решений.