Традиционно регулирование межбюджетных трансфертов выполняет две функции — бюджетное выравнивание муниципальных образований и стимулирование органов местного самоуправления к расширению собственной доходной базы. Но обе функции не выполняются, особенно стимулирующая.
Более того, из двух, казалось бы, одинаковых предназначений выравнивающая функция явно и давно превалирует.
Ситуация не меняется
Еще в момент принятия осенью 2003 г. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые эксперты отмечали явное преобладание выравнивающей функции над стимулирующей. Прошло семь лет, а ситуация не изменилась. По-прежнему две функции находятся в разных весовых категориях. Разница в «весах» между ними, например, в Тульской области в 2008 г. превышала 60 раз. В суммарном выражении на стимулирование было направлено 30 млн руб., на выравнивание — более 2 млрд руб. В следующем году 30 млн руб. «усохли» на 18 млн руб., а объемы трансфертов на бюджетное выравнивание продолжили наращивать «вес».
Дальнейший рост трансфертных вливаний в местные бюджеты неизбежен, поскольку абсолютное большинство муниципальных образований в стране не имеет налоговой базы, адекватной расходным полномочиям. Субъекты РФ вынуждены использовать значительную часть своих доходов в качестве финансовой поддержки муниципальных образований. Межбюджетные трансферты в Тульской области составляют треть всех расходов регионального бюджета. По существу это самая большая расходная статья бюджета области.
Напомним, что 53,4% доходов федерального бюджета составили в 2009 г. налоговые и неналоговые сборы. Значительная доля этого бюджетного дохода страны возвращается в муниципалитеты, у которых в условиях действующего законодательства нет налогооблагаемой базы, необходимой для формирования достаточной по объему доходной части местного бюджета. Такая практика межбюджетных отношений, когда федеральный центр отчисляет регионам бюджетные средства на выравнивание и стимулирование территорий, а субъект Федерации транслирует их на места с некоторым довеском от себя, изжила себя. Местные власти надеются, что федеральный центр сделает реальные шаги по децентрализации полномочий и доходных источников между уровнями публичной власти и изменению системы межбюджетных отношений («ЭЖ», 2011, № 38). К счастью, ждать остается недолго. 1 декабря вице-премьеры российского правительства Дмитрий Козак и Александр Хлопонин должны представить главе государства доклады о реформе межбюджетных отношений — итог многомесячного изучения вопросов перераспределения полномочий и финансовых потоков.
В 2000—2010 гг. объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Тульской области вырос в 38 раз. В то же время общие расходы областного бюджета увеличились в номинальном выражении в 18 раз. Таким образом, рост объема трансфертов муниципальным властям опережал общий рост бюджетных расходов региона. Этому способствовали и корректировки федерального законодательства, что снизило налоговые поступления в местные бюджеты.
Не стоит напрягаться
Стимулирующие трансферты в виде дотаций и субсидий предоставляются органам местного самоуправления в качестве поощрения на достижение определенных результатов по оказанию публичных услуг населению. В 2008—2009 гг. в Тульской области такие средства выделялись муниципальным районам и городским округам для улучшения качества управления местными финансами. Но суммы были несопоставимы с объемами средств, использованными на выравнивание. До этого стимулирующие дотации отсутствовали вообще.
Рассматривая распределение стимулирующих дотаций в последние два года, отметим, что нет устойчивой связи между динамикой налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов и объемами получаемых ими трансфертов. Так, ряд муниципальных районов, которые были объектами стимулирования в 2008—2009 гг., имели отрицательную динамику налоговых и неналоговых доходов бюджета. Тогда в Тульской области насчитывалось 26 муниципальных районов и городских округов, сейчас — 27.
Вклад Ленинского района в консолидированный бюджет области в 2008—2009 гг. уменьшался, а стимулирующие трансферты выделялись ему в наибольшем объеме по сравнению с другими получателями. В Плавском районе в 2008 г. наблюдался существенный рост налоговых и неналоговых поступлений, но в 2009 г. в условиях кризиса ситуация резко изменялась, и такие бюджетные поступления снизились на 16% без учета инфляции, а район стал получать стимулирующие трансферты. Вместе с тем Веневский, Заокский и Щекинский районы, получавшие трансферты в 2008 г., сохранили положительную динамику налоговых и неналоговых поступлений в 2009 г., но стимулирующие дотации им выделены не были.
Среди муниципальных районов и городских округов региона, не ставших объектами стимулирования, есть те, которые по сравнению с остальными характеризовались лучшими показателями динамики налоговых и неналоговых доходов. Так, в 2008 г. в Ясногорском районе и рабочем поселке Новогуровский наблюдался существенно больший, чем у многих муниципальных образований, рост налоговых и неналоговых доходов — в 1,69 и 1,55 раза соответственно, однако они не стали получателями стимулирующих дотаций. В 2009 г. наилучшая динамика поступления доходов имела место в Киреевском районе — рост в 1,28 раза. Но район тоже не значится среди получателей стимулирующих трансфертов.
За исключением Ленинского района, основная часть расходов получателей стимулирующих дотаций финансируется за счет трансфертов из регионального бюджета. Это ведет к росту расходов областного бюджета, не сопровождаемому одновременным увеличением доходной составляющей местных бюджетов и консолидированного бюджета субъекта Федерации за счет муниципальных налоговых и неналоговых поступлений. Причем в Ленинском и Плавском районах доля налоговых и неналоговых поступлений в период стимулирования снижается при стабильности данного показателя в среднем по региону. Таким образом, реализуемый подход к стимулированию муниципальных образований региона не формирует у них заинтересованность в увеличении объема налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет.
Надо повысить эффективность стимулирования и в условиях недостатка бюджетных средств выбирать критерии, связанные с увеличением объема доходов местных бюджетов. Только так можно повысить уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования, а следовательно, увеличить доходы консолидированного бюджета субъекта Федерации. Нужно разработать действенные механизмы финансового стимулирования муниципальных образований, что, на наш взгляд, предполагает формирование объективной, основанной на количественных критериях, методики стимулирования. И усиление стимулирующей функции межбюджетного регулирования на региональном уровне способно и должно обеспечить рост бюджетных доходов муниципальных образований.
Межбюджетные трансферты и расходы муниципальных образований, млрд руб.
Годы |
Расходы областного бюджета |
Межбюджетные трансферты |
2000 |
2,5 |
1,0 |
2002 |
5,2 |
2,0 |
2004 |
9,0 |
5,0 |
2006 |
19,0 |
5,1 |
2008 |
32,0 |
11,0 |
2010 |
38,0 |
14,0 |
2012 |
28,0 |
10,0 (прогноз) |
Источник: официальный сайт администрации Тульской области
Динамика межбюджетных трансфертов из бюджета области, млрд руб.
Годы |
Дотации |
Субвенции |
Субсидии |
2000 |
0,3 |
— |
— |
2002 |
1,2 |
0,2 |
— |
2004 |
2,4 |
2,3 |
0,5 |
2006 |
2,0 |
2,9 |
0,6 |
2008 |
2,1 |
3,3 |
4,1 |
2010 |
2,5 |
4,8 |
4,7 |
2012 |
2,5 |
4,9 |
0,8 |
Источник: официальный сайт администрации Тульской области
Муниципальные образования — получатели стимулирующих дотаций
Муниципальное образование |
2008 г. |
2009 г. | ||||
Темп роста налоговых и неналоговых доходов |
Доля налоговых и неналоговых доходов в бюджете ,% |
Объем стимулирующих дотаций, млн руб. |
Темп роста налоговых и неналоговых доходов |
Доля налоговых и неналоговых доходов в бюджете ,% |
Объем стимулирующих дотаций, млн руб. | |
Веневский район |
1,42 |
35 |
4 |
1,19 |
31 |
|
Заокский район |
1,35 |
34 |
4 |
1,04 |
39 |
|
Ленинский район |
0,75 |
55 |
10 |
0,99 |
52 |
7 |
Плавский район |
1,31 |
32 |
6 |
0,84 |
26 |
5 |
Щекинский район |
1,08 |
41 |
6 |
1,01 |
46 |
|
Источник: официальный сайт администрации Тульской области