Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) в 2010 и 2011 гг. проводили в морском порту Санкт-Петербурга эксперимент по отмене государственного регулирования тарифов на разгрузочно-погрузочные работы и другие услуги. По предварительным итогам эксперимента чиновники ведомств были вынуждены признать, что возможность самим регулировать тарифы операторы в портах использовали намного эффективнее, чем государство.
Стивидорные компании не только не увеличивали тарифы, но и по основным грузопотокам проводили гибкую ценовую политику, снижая стоимость работ и привлекая тем самым в свои терминалы новых клиентов.
Как сообщил корреспонденту «ЭЖ» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, Большой порт Санкт-Петербурга был выбран площадкой для проведения эксперимента потому, что здесь наиболее сильно развита внутрипортовая конкуренция. В порту работают десятки крупных операторов, причем на многих видах грузов их интересы пересекаются. В связи с этим было решено исключить стивидоров порта из реестра естественных монополий. Анализ продемонстрировал наличие высокой конкуренции как между балтийскими портами, так и между стивидорными компаниями.
В ФАС сообщили, что соответствующие обращения дважды направлялись в ФСТ. И если ранее в Федеральной службе по тарифам скептически относились к данному предложению, то теперь она поддержала проект и не прогадала. По словам А. Голомолзина, нынешняя ситуация с конкуренцией на рынке погрузочно-разгрузочных работ не ухудшилась по сравнению с той, которая наблюдалась два года назад, а наоборот, стала лучше и прозрачнее.
Основная цель эксперимента достигнута, пояснил чиновник, проведен тщательный анализ влияния изменения формы тарифного регулирования, которая выражается в отмене ценового регулирования, на тарифную нагрузку грузоотправителя и финансовое состояние субъекта регулирования посредством проведения мониторинга. Теперь можно присмотреться к деятельности стивидоров в других портах, в частности дальневосточных.
Председатель комитета по экономическим и социальным вопросам Ассоциации морских торговых портов Александр Алексеенко отметил, что и другие морские порты обратились в Правительство РФ, ФСТ и ФАС с просьбой исключить их из реестра естественных монополий и предоставить им право самим регулировать портовые тарифы, руководствуясь Законом о конкуренции.
Госрегулирование тарифов на погрузочно-разгрузочные работы целесообразно сохранить только на тех направлениях, где доставка груза с перевалкой через морской порт — единственный способ для клиентуры.