Минэкономразвития утвердило для Росреестра Административный регламент, по которому будут проверять организации и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований земельного законодательства. В прошлом году было организовано более 60 000 таких проверок. Что изменится в практике их проведения?
Функция по осуществлению государственного земельного контроля была передана Росреестру Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
В течение двух лет при осуществлении этого контроля Росреестр как правопреемник Роснедвижимости руководствовался старым административным регламентом, утвержденным Минюстом России1. Правда, с 1 июля 2009 г. этот регламент применялся в части, не противоречащей Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Теперь у Росреестра будет свой регламент, учитывающий все требования упомянутого закона (утвержден приказом Минэкономразвития от 30.06.2011 № 318, зарегистрирован в Минюсте России 20.10.2011 № 22094). С принятием нового регламента существенных изменений в процедурах проверок не произойдет. Документ составлен четко и понятно. Определены все полномочия, должностные лица, то есть кто, что и в какой срок делает. Все стадии процедуры земельного контроля представлены схематично (см. схему). Тем не менее отметим наиболее важные моменты.
Регламент Минэкономразвития «похудел» по сравнению со своим предшественником. Это произошло из-за того, что в новом документе в отличие от старого нет разделов, посвященных рассмотрению дел об административных правонарушениях и порядку обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. На наш взгляд, это логично, поскольку процедура рассмотрения подобных дел и жалоб выходит за рамки собственно контроля и регулируется КоАП РФ.
Регламент Минюста допускал не только письменную форму обжалования действий (бездействия) должностных лиц Роснедвижимости, но и устную. В Регламенте Минэкономразвития установлена только письменная форма.
Самым страшным последствием нарушения требований земельного законодательства для организаций и ИП может стать решение о принудительном прекращении прав на землю. В прошлом году территориальные органы Росреестра выдали 1010 предупреждений о возможном прекращении прав на землю. И только в 203 случаях органы субъектов РФ или органы местного самоуправления приняли соответствующие решения. В результате у Росреестра появилась идея — внести изменения в Земельный кодекс и наделить правом обращаться в суд с заявлением о принудительном прекращении прав на землю должностных лиц Росреестра. Пока эта идея повисла в воздухе. Но если она воплотится в законе, вероятность потери земли для организаций-нарушителей возрастет.
1 Приказ Минюста России от 27.12.2007 № 254 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю».
Составы административных правонарушений, по которым должностные лица Росреестра, осуществляющие государственный земельный контроль, при реализации своих полномочий составляют соответствующие протоколы, и размеры штрафов приведены в таблице*.
Какие штрафы грозят компаниям за «земельные» правонарушения**
Норма КоАП РФ |
Состав административного правонарушения |
Размер штрафа, руб. |
Статья 7.1 |
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности |
от 10 000 до 20 000 |
Часть 1 ст. 7.2 |
Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков |
от 5000 до 10 000 |
Статья 7.10 |
Самовольная уступка права пользования землей, а равно самовольная мена земельного участка |
от 10 000 до 20 000 |
Статья 7.34 |
Нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность |
от 20 000 до 100 000*** |
Часть 1 ст. 8.8 |
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, установленного ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ |
от 40 000 до 50 000 |
Часть 1.1 ст. 8.8 |
Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным федеральным законом |
от 80 000 до 100 000 |
Часть 2 ст. 8.8 |
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведениюземель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению |
от 70 000 до 100 000 |
* Санкции также могут быть применены на основании ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ст. 19.26 КоАП РФ.
** Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет двукратный размер штрафа, но не менее 1000 руб., или административный арест (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
*** Вступает в силу с 1 января 2013 г.