На сайте ФНС России появились проекты двух новых регламентов, посвященных проверкам ККТ и полноты учета выручки. Эти документы затрагивают интересы всех компаний и предпринимателей, которые проводят расчеты наличными и с использованием платежных карт. О том, кого и как будут проверять, в статье.
От общего к частному
Полномочия на проведение проверок полноты учета выручки, выдачу кассовых чеков, документов, связанных с применением ККТ, налоговикам дает ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ и ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1. Проверяющие также вправе получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе таких проверок.
В проектах содержатся административные регламенты исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению:
- контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (далее — Регламент по ККТ);
- контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее — Регламент по учету выручки).
Вместе с проектами регламентов опубликовано письмо Минэкономразвития России от 12.08.2011 № 17189-ОФ/Д09 и заключение Торгово-промышленной палаты, согласно которым замечаний к документам у них нет. Это дает основания предполагать, что скоро регламенты будут приняты именно в том виде, в котором они опубликованы.
Проверять в соответствии с этими документами будут все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт. Исключение — кредитные организации.
Оба регламента устанавливают права и обязанности контролеров и проверяемых, периодичность плановых и внеплановых ревизий, сроки и последовательность тех или иных действий налоговиков, состав документов, запрашиваемых в рамках контроля, а также порядок обжалования решений и действий инспекторов по результатам проверки.
Сфера применения Регламента по учету выручки шире, поскольку поступления наличности есть у многих организаций, а контрольно-кассовую технику обязаны применять не все. Рассмотрим регламенты по отдельности, так как, несмотря на общее сходство в процедурах осуществления контроля, принципиальных различий много. Общими моментами в обоих регламентах являются сугубо процедурные моменты, не зависящие от предмета проверки: оформление результатов исполнения государственной функции, ответственность должностных лиц, порядок досудебного (внесудебного) обжалования и т.п.
Различия прежде всего касаются полномочий инспекторов, перечня запрашиваемых документов, сроков осуществления контроля.
Проверка ККТ
Проверка проводится на основании поручения, выписанного руководителем налогового органа (или его заместителем) специалистам инспекции. Согласно Регламенту по ККТ проверка состоит в следующем. Сначала инспекторы устанавливают, выдает ли продавец чек, а затем проверяют, выполняются ли требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения. Причем поручение предъявляют после того, как закончена проверка выдачи чека.
Если продавец не обязан применять ККТ, то сначала проверяют выдачу бланка строгой отчетности (БСО) или иного документа, подтверждающего оплату товаров, работ, услуг, а потом изучают документацию, связанную с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО (товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), информацию из автоматизированных систем.
Возникает вопрос: а как именно контролеры устанавливают невыдачу чека (БСО или иного документа)? Ведь сделать это можно только в процессе покупки товара (услуги). Приобретение товара, если это делают сами инспекторы в рамках проверки, называется контрольной (проверочной) закупкой. Вопрос о правомерности ее проведения сотрудниками налоговых органов спорный. Чиновники из Минфина России и налоговой службы ранее утверждали, что покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения ККТ, не выходит за пределы полномочий налогового органа (письма ФНС России от 28.03.2006 № ММ-6-06/332@ и Минфина России от 07.02.2006 № 03-01-15/1-23).
Однако контрольная закупка относится к числу оперативно-разыскных мероприятий, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Проводить ее вправе только сотрудники правоохранительных органов (полиция). Вопрос взаимодействия налоговиков и полицейских при совместных проверках оставим за рамками данного материала. Скажем только, что любой арбитраж не признает правомерность контрольной закупки, проведенной налоговыми инспекторами (постановления Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 1000/09 и от 02.09.2008 № 3125/08).
Видимо, указанные судебные акты послужили поводом для того, чтобы налоговики стали рекомендовать нижестоящим инспекциям при решении вопроса о проведении подобного мероприятия исходить из сложившейся в регионе арбитражной практики (письмо ФНС России от 11.01.2009 № ШС-22-2/1@).
Отметим, что в отличие от ВАС РФ Верховный суд против того, чтобы отождествлять контрольную закупку только с оперативно-разыскным мероприятием со всеми вытекающими последствиями. Так, в постановлении ВС РФ от 24.07.2009 № 46-ад09-1 была подтверждена правомерность привлечения генерального директора как должностного лица компании к административной ответственности за непробитие чека. Причем этот факт был выявлен в ходе контрольной закупки.
Как видим, вопрос неоднозначный. Но Регламент по ККТ не предписывает для проверки выдачи чека (БСО или иного документа) проводить контрольные закупки. Согласно проекту указанные действия инспекторы будут совершать в следующих формах:
- контроль, основанный на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео- и аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);
- аналитические процедуры, направленные на выявления фактов выдачи или невыдачи чеков (БСО или иных документов).
Что касается первого варианта, здесь все понятно. А вот второй остается пока тайной налоговиков.
Перейдем к документам, которые вправе изучить проверяющие. Организация обязана представить инспектору:
- журнал кассира-операциониста;
- акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
- распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
- контрольные ленты;
- информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
- справку-отчет кассира-операциониста;
- сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации;
- БСО, их копии и корешки документов;
- документы, связанные с регистрацией техники (карточка регистрации, паспорт, договор о технической поддержке, документацию, касающуюся приобретения, регистрации, перерегистрации, проверки исправности, ремонта, технического обслуживания, замены программно-аппаратных средств, ввода в эксплуатацию, применения, хранения и вывода техники из эксплуатации).
Инспекторы внимательно изучат представленные документы. Также будет проведена сверка фактического места установки ККМ с данными, зафиксированными в документах о ее регистрации. Обратите внимание: адрес регистрации, указанный в карточке ККТ, должен соответствовать адресу фактической установки. В противном случае последует штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.2011 № 17-26/019349@).
Отметим, что на практике налоговые органы при регистрации техники зачастую запрашивают документы, подтверждающие права собственности или аренды на помещения, в которых она установлена. Подобные требования неправомерны. Во-первых, представление названных документов не предусмотрено регламентом по регистрации ККТ (утвержден приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н). Во-вторых, об этом говорится в разъяснениях контролирующих ведомств (письма Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-406 и ФНС России от 21.08.2009 № ШТ-17-2/161@).
В обязанности инспектора также входит установить, нет ли на корпусе ККТ следов вскрытия, с тем, чтобы исключить возможность изменения или замены программно-аппаратных средств, необходимых для проведения расчетов. Кроме того, проверят наличие идентификационного знака, марок-пломб, знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», отсутствие превышения срока эксплуатации техники, модель которой исключена из госреестра, над нормативным сроком ее амортизации.
На изучение документации и фактов, установленных в процессе ревизии, проверяющим отводится максимум пять рабочих дней с даты выписки поручения. По результатам ревизии составляют акт, в котором отражают результат выполнения административной процедуры. При выявлении нарушений привлекают к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ со штрафом для юридических лиц от 30 000 до 40 000 руб.
Проверка выручки
Основанием для проверки полноты учета выручки денежных средств является решение руководителя инспекции (его заместителя) о ее проведении. На основании решения выписывают поручение на осуществление процедуры. Причем в отличие от проверки по ККТ при ревизии полноты учета выручки сначала предъявляют поручение, а затем начинают мероприятия по контролю. В каждом конкретном случае срок проверки, который отсчитывается от даты предъявления поручения, устанавливает руководитель ИФНС, но этот срок не может превышать 30 календарных дней. Проверяемого знакомят с поручением, где он ставит свою подпись, указывает должность и дату.
Непосредственно процедура проверки полноты учета выручки состоит в сравнении суммы наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста. Далее проводят пересчет наличности, находящейся в денежном ящике, и составляют соответствующий акт.
Перед началом процедуры у кассира возьмут расписку о наличии или об отсутствии в кассе личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке и других документов за день проверки. Записи в журнале кассира-операциониста сверят с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений проверяемое лицо обязано дать письменное объяснение.
Обратите внимание: инспекторы в рамках Регламента по учету выручки проверяют и соблюдение требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения. Причем никакого дополнительного поручения для этого не нужно.
Если организация не применяет кассу, а выдает БСО (или иной документ, подтверждающий оплату товаров, работ, услуг), проверка начинается с фактического наличия бланков, определения количества использованных и сопоставления с копиями (корешками документов), хранящимися у проверяемого лица. Сумму выручки, отраженную в учете, сравнивают с суммами в копиях использованных БСО (корешках документов). В случае расхождений также берут подробные объяснения от проверяемого. По итогам делают выводы о полноте учета наличности.
Список документов, которые инспекторы могут запросить в рамках проверки полноты учета выручки, значительно шире, чем установлено Регламентом по ККТ.
Помимо указанных выше документов (по Регламенту ККТ) к ним отнесены:
- акты о списании бланков строгой отчетности;
- книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя; плательщиков, применяющих УСН, ЕСХН;
- справки банка об установлении лимита кассовой наличности;
- авансовые отчеты;
- иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекции.
Проверка заканчивается составлением акта и при выявлении нарушений — привлечением в административной ответственности. Штраф за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлен в ст. 15.1 КоАП РФ и составляет для юридических лиц от 40 000 до 50 000 руб.
Нет предела совершенству
На наш взгляд, неплохо бы дополнить проекты рассматриваемых регламентов некоторыми положениями. Во-первых, в обоих проектах сказано, что проверяемому лицу предъявляют поручение на проведение проверки. Однако вручение их копий не предусмотрено. Но поскольку отсчет срока на ревизию начинается именно с даты выписки (для проверок ККТ) и даты предъявления (для проверок учета выручки) поручений, в регламентах целесообразно предусмотреть передачу их копий проверяемым.
Во-вторых, инспекторы вправе запрашивать документы, которые предоставляются в виде заверенных копий (нотариальное удостоверение не требуется) или подлинников. Однако ни процесс передачи документации, ни сроки, ни документы, которыми оформляется запрос, регламентами не установлены.
И последнее: проектами предусмотрено право проверяемых знакомиться с актами ревизий и представлять на них свои возражения. Однако процесс рассмотрения замечаний и вынесения по ним решений не прописан. Вероятно, предполагается, что акт можно вынести и с замечаниями. Если организация так и не согласится с выводами, изложенными в документе, она вправе обжаловать действия и решения должностных лиц.