Начиная с 1998 года количество компаний, занимающихся управлением активами, увеличивалось, расширялся ассортимент инвестиционных продуктов. Эти процессы были вызваны тем, что снижались ставки по депозитам в банках, оставался высоким уровень инфляции, дорожал рубль к основным валютам. В результате потенциальные инвесторы стали все больше задумываться об альтернативных способах вложения средств.
В конце 2005 года лед тронулся: активная часть населения всерьез заинтересовалась иными инвестиционными возможностями, представленными на рынке, кроме традиционных банковских депозитов или, что было у нас не менее традиционным, депозитов «под матрас».
Весной этого года на рынке паевых фондов случилось самое настоящее половодье, и около 200 тыс. человек решились вложить свои средства в различные ПИФы. Причем, по прогнозам, в ближайшие год-полтора эта цифра достигнет 600—700 тыс.
Но проблема в том, что на российском рынке клиенту достаточно сложно выбрать между управляющими компаниями, так как представляемые ими показатели доходности и эффективности управления рассчитываются в каждом конкретном случае по собственной методике, не позволяющей сравнивать их между собой. Единой системы отражения результатов управления активами у нас до сих пор нет. В итоге даже профессионал может сравнить между собой расчеты доходности, публикуемые управляющими компаниями, лишь приблизительно.
Разговоры о необходимости введения единых стандартов расчета эффективности управления активами у нас велись на протяжении нескольких лет. Национальным рейтинговым агентством и привлеченными экспертами из профессионального сообщества были разработаны рекомендации по внедрению общих стандартов на основе имеющихся и широко применяющихся стандартов GIPS (Global Investment Performance Standards), адаптированных для России.
На прошедшей недавно в Москве конференции «Проблемы внедрения единых стандартов расчета эффективности управления активами в России» одна из пяти крупнейших российских управляющих компаний — «Альянс РОСНО Управление Активами» — представила отчет о сигнальном опыте применения GIPS в своей деятельности.
Основная единица представления эффективности управления активами по данным стандартам — композит, то есть объединение в определенную группу инвестиционных портфелей, имеющих общую стратегию инвестирования и сходное соотношение риска и доходности. Доходность композита в отчетности сравнивается с доходностью бенчмарка за тот же период, наглядно демонстрируя эффективность управления инвестиционным портфелем. Бенчмарком для различных композитов в отчете вышеуказанной компании служили индексы РТС и TRI High Grade.
Данная система отчетности позволяет регуляторам рынка в силу своей большей прозрачности и сопоставимости эффективнее защищать права клиентов и оценивать деятельность управляющих компаний.
Переход на стандарты GIPS компанией «Альянс РОСНО Управление Активами» занял, по словам ее генерального директора Алексея Тухкура, около двух лет, хотя и не потребовал колоссальных затрат, так как был произведен в рамках плановой работы. Обеспечение ИT-программами для новой формы отчетности также не оказалось большой проблемой, и в целом сигнальный для России опыт внедрения GIPS компания оценивает как положительный и необходимый.
Сейчас на эти стандарты переходит еще одна из пятерки крупнейших управляющих компаний — «Ренессанс Управление Инвестициями».
Более мелкие фирмы, судя по всему, будут пока присматриваться к опыту крупных игроков, чтобы следовать в проложенном ими фарватере.
Первоочередной задачей в процессе адаптации GIPS к нашей действительности является разработка широкого ряда бенчмарков, соотносимых со всем спектром используемых инвестиционных продуктов. Национальное рейтинговое агентство готово взять на себя создание экспертной группы по разработке бенчмарков и выработке дальнейших рекомендаций по внедрению стандартов в РФ.
В России ситуация на рынке потребительских услуг, к которым можно отнести и доверительное управление активами, постепенно меняется. Выросло новое поколение потребителей из числа специалистов и управленцев в возрасте от 22 до 30 лет, зарабатывающих в среднем больше, чем поколение их родителей, а главное, не испытавших на себе трудностей переходного периода и связанных с ним разочарований.
Молодой средний класс настроен оптимистично и готов не просто потреблять, а потреблять по-западному, вникая в детали и по возможности снижая риск возникновения убытков. На рынке управления капиталом такой клиент будет охотнее идти в компанию, которая сможет представить ему прозрачные и внятные расчеты эффективности управления.
Пока никто из членов профессионального сообщества не может сказать, сколько времени займет широкое распространение GIPS на отечественном рынке. В прошлом процессы подобного рода занимали в нашей стране немало лет, но сейчас перемены начинают происходить быстрее, так что повод для оптимизма есть. Клиенты банков и управляющих компаний становятся все более образованными и требовательными. И возможно, вскоре перед тем, как выбрать управляющую компанию, потенциальные инвесторы будут спрашивать менеджеров: «Ваша оценка эффективности выполнена в GIPS? Нет? А почему?»