Иностранные инвестиции в отечественную экономику растут завидными темпами. За девять месяцев нынешнего года они увеличились на 27 млрд долларов (прямые — на 43,6%, а портфельные — почти в три раза). По мнению Премьера Михаила Фрадкова, подавляющее большинство наших зарубежных партнеров довольны условиями ведения бизнеса в России. Однако сами инвесторы и независимые эксперты по-прежнему считают бюрократические тормоза главным препятствием для предпринимательской деятельности.
Рабочая группа Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) при Правительстве провела опрос, который показал, что 84% зарубежных инвесторов считают свою деятельность в нашей стране успешной и за последние два года им удалось достичь поставленных целей. Можно сказать, почти полная гармония интересов государственного аппарата и иностранных инвесторов.
Но данные исследования, недавно проведенного Всемирным банком (ВБ), показывают несколько иную картину. Главным препятствием для улучшения инвестиционного климата в нашей стране экономисты ВБ считают неопределенность государственной политики. Основным тормозом, по словам руководителя исследовательской группы Раджа Десаи, становятся так называемая неформальная практика и нестабильность поведения властей.
Представители зарубежных компаний на заседании КСИИ отметили непродуманность и поспешность принятия некоторых норм госрегулирования и вместе с тем затягивание решений, необходимых для нормального развития экономики.
Очень яркий пример: новый Федеральный закон «О госрегулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» поставил в одинаковые условия компании, занимающиеся выпуском горячительных напитков, и парфюмерно-косметические фирмы. Он предусматривает получение дорогостоящих лицензий на всех стадиях производства и реализации изделий, содержащих даже небольшой процент спирта.
Объем российского рынка косметики и парфюмерии составляет около 7 млрд долл., а доля спиртосодержащей продукции равняется 23%. По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, из 3,5 тыс. оптовых компаний лицензии на сегодняшний день успели получить лишь около 200 фирм.
Сейчас правительственная комиссия во главе с вице-премьером Александром Жуковым подготовила законопроект, который выведет из-под действия жестких норм 95% спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции. По сути это означает, что вышеупомянутый Федеральный закон (по крайней мере в части регулирования парфюмерно-косметического рынка) был ошибочен на 95%!
«Семь раз отмерь, один — отрежь», — вспомнил в связи с этой ситуацией русскую пословицу президент Procter & Gamble по Центральной и Восточной Европе г-н Вернер Гайслер.
Зато при принятии технических регламентов российские парламентарии отмеряют не 7, а 77 раз. Закон о техрегулировании был принят три года назад, но до сих пор принят только один технический регламент.
Глава Минэкономразвития во всем винит сложную систему принятия регламентов, которая предполагает обязательное одобрение сразу нескольких ведомств. По его словам, Кабинет министров намерен увеличить полномочия Минпромэнерго и правительственной Комиссии по техрегулированию, чтобы они стали последней инстанцией при принятии этих документов.
Еще одним полезным шагом для улучшения инвестклимата станет принятие проекта закона «Об электронной подписи». Его проект будет до конца года внесен в Правительство, и соответствующие поправки будут сделаны в Налоговый кодекс РФ, Закон об архивном деле и другие правовые акты.
Инвесторам также обещают, что в скором времени будут подготовлены поправки в законодательство, позволяющие решить другую больную проблему — получение разрешений на работу сотрудниками представительств. Когда они вступят в силу, при создании представительства компания просто должна будет заявить о численности своих работников и им не придется получать отдельные разрешения на работу.
В общем, планов, как у нас принято, громадье, Герман Греф даже предлагает создать специальное государственное агентство по привлечению иностранных инвестиций, чтобы оно стало «одним окном» для получения информации и консультаций зарубежными партнерами. Идея, правда, не вызвала энтузиазма у главы Кабинета министров: ведь снимать бюрократические барьеры, создавая новые госструктуры, как говорится, плохая примета.