Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) предложила страховщикам помощь по взысканию трудных долгов. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что коллекторские агентства нарушают права потребителей.
В конце сентября была создана рабочая группа НАПКА по взаимодействию со страховым рынком. И уже в октябре состоялись переговоры НАПКА со Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). Как отметили в ВСС, речь идет о разработке стандарта профессионального поведения взыскателей и других аспектах работы коллекторов на страховом рынке. В случае успешного согласования процедуры взаимодействия сотрудничество коллекторов и страховщиков выйдет на новый уровень. В частном порядке ряд страховых компаний уже несколько лет сотрудничает с коллекторскими агентствами. Правда, пока нет никаких специфических документов, законодательно регламентирующих порядок такого сотрудничества. Коллекторы зачастую действуют в тех пределах, в которых им позволяет действовать правовая грамотность населения.
На конференции НАПКА участники говорили о различии в работе в столичном регионе и в провинции. «В Москве работать сложно, — отметил один из участников, — там должник сразу звонит в милицию, стоит нам появиться. А в провинции можешь выносить имущество, сколько хочешь, еще и чаем угостят...»
На страховом рынке речь обычно идет о возврате долгов по регрессным требованиям в автокаско (к виновнику аварии). Регрессные требования возникают также при оформлении возмещений в области страхования грузов и имущества физических лиц. Возврат долгов в России — актуальная проблема, поскольку низкая финансовая и правовая грамотность создают множество ситуаций, когда должники игнорируют законные требования страховщиков, банков или других организаций, предоставляющих финансовые услуги. В 1990-е гг. в банковском секторе для решения данной проблемы использовали собственную службу безопасности банков и собственные call-центры (или специализированные отделы по взысканию задолженности). Позже стали перепоручать решение проблемы специализированным агентствам по сбору долгов.
На первом заседании рабочей группы НАПКА по взаимодействию со страховым рынком участники обсудили:
- организацию системного взаимодействия со страховым рынком в интересах членов НАПКА;
- улучшение имиджа коллекторских агентств среди страховых компаний;
- сбор и анализ данных об актуальном состоянии взаимодействия страховых и коллекторских компаний;
- разработку и внедрение единых стандартов предоставления коллекторских услуг страховым компаниям;
- подготовку стандартных правил страхования профессиональной ответственности коллекторских агентств в соответствии с требованиями НАПКА, организацию процесса такого страхования для членов НАПКА.
Тем временем глава Роспотребназора Г. Онищенко не дремал. Главный врач РФ давно воюет с коллекторскими агентствами (этой весной коллекторы даже подавали на него в суд после очередного враждебного высказывания). У Г. Онищенко есть основания клеймить выбивателей долгов. Как он отметил на заседании коллегии Роспотребнадзора, количество жалоб на коллекторов постоянно растет. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. число жалоб увеличилось в 1,8 раза, в 2010 г. по сравнению с 2009-м — в 9,3 раза. В первой половине 2011 г. по отдельным регионам был отмечен рост жалоб в 5—40 раз. Общее число жалоб на работу сборщиков долгов, поступивших с 2008 г. в Роспотребнадзор, — 40 000. Большинство пришло из Бурятии, Ямало-Ненецкого автономного округа и Алтайского края.
По словам Г. Онищенко, коллекторы занимаются «телефонным терроризмом», запугивают должников, угрожая, что потребитель финансовых услуг не сможет получить загранпаспорт и выехать за границу, устраивают акции устрашения по месту проживания должника. Роспотребнадзор считает коллекторскую деятельность на страховом рынке недопустимой, поскольку в этих отношениях одна из сторон является субъектом лицензируемой деятельности. Кроме того, коллекторы не могут принять на себя все права и обязанности страховой компании по отношению к должнику, а при покупке ими задолженности у страховщиков нарушается тайна личной информации.
Узнав о начавшихся переговорах между страховщиками и коллекторами, глава Роспотребнадзора сразу же призвал граждан активнее жаловаться на коллекторов. Помимо этого Г. Онищенко собирается внести поправки в Закон о защите прав потребителей, вводящий понятие «финансовая услуга». Это поправки заставят страховые компании и банки раскрывать все детали договоров (в письменном виде под подпись клиента). В новом законопроекте также будет прописана возможность клиентов обращаться к банкам и страховщикам с требованием компенсировать моральный вред. Г. Онищенко считает, что значительная часть задолженности формируется потому, что заемщику плохо объясняют, какие выплаты в будущем его ожидают. Г. Онищенко хочет обязать банки и страховщиков по возможности договариваться с клиентом в досудебном порядке. В противном случае, подав на организацию, предоставившую ему финансовую услугу, в суд, потребитель получит право взыскать с банка или страховщика еще 50% выигранной суммы в качестве бонуса за отказ ответчика решать проблему в досудебном порядке.
Как считают представители страховых компаний, инициатива Роспотребнадзора бессмысленна, поскольку клиенты страховщиков достаточно защищены действующими законами. В НАПКА уверяют, что деятельность коллекторов законна, ведь клиенты финансовых организаций при заключении договора всегда подписывают пункт о согласии на предоставление их личной информации третьим лицам при необходимости. Сами же должники давно придумали простой способ решать спор — простить долги, и баста.