Кто шагает впереди административного реформирования

| статьи | печать

Минэкономразвития России обнародовало первый рейтинг деятельности федеральных министерств и ведомств по снижению административных барьеров для бизнеса и общества. Хотя эксперты скептически отнеслись к данным рейтинга, его составители справедливо замечают, что для начала и это важно.

Минэкономразвития России подготовило мониторинг выполнения планов снижения административных барьеров федеральными органами власти в соответствии с решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 14.10.2011.

В ходе мониторинга было проанализировано 17 планов реформирования таких отраслей, как образование, сельское хозяйство, здравоохранение, градостроительство, промышленная безопасность и др. В каждый план вошли мероприятия, определенные после изучения ситуации в отрасли, выявления наиболее проблемных зон, обмена мнениями с представителями профессиональной среды и независимыми экспертами. Мероприятия направлены на снижение административных барьеров, совершенствование нормативно-правовой базы и формирование необходимого фундамента для эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом.

Представленный рейтинг (см. таблицу) демонстрирует, насколько каждое ведомство активно включилось в процесс оптимизации госрегулирования. Многие планы содержат пункты, где головным исполнителем мероприятий может являться не один, а несколько госорганов. Результаты их работы оценивались исходя из общего количества поручений. Исполненными считаются пункты, по которым приняты нормативно-правовые акты. К настоящему моменту среди ведомств, выполнивших свои обязательства на 100% (ФТС, ФАС и Минобороны России), те, в чью зону ответственности входило всего 1—4 пункта. В то же время Минсельхоз России, у которого самое большое количество мероприятий (40 пунктов), выполнил свою программу снижения административных барьеров на 61%. Из этого можно сделать нехитрый вывод: меньше обязался — лучше выглядишь. Однако в рейтинге присутствуют и такие министерства, за которыми были закреплены 2—4 мероприятия, но к настоящему моменту ни одно не реализовано.

Первые оценки экспертов данных рейтинга скептичны — оторваны от жизненных реалий и по-чиновничьи формальны. С этим можно согласиться, но несправедливо игнорировать слова директора Департамента государственного регулирования в экономике Сергея Шипова: «Данный мониторинг затрагивает только „бюрократическую“ часть исполнения планов. Но без выполнения этой части невозможно продвинуться дальше и оценить, каким образом влияют вводимые изменения на реальную жизнь. Полученные результаты — это промежуточный итог нашей общей работы по всем сферам, с одной стороны, и повод обратить внимание на свои недоработки каждому ведомству в отдельности — с другой».

Минэкономразвития России напоминает, что согласно решению, принятому на Правительственной комиссии по проведению административной реформы, на портале админреформы будут ежемесячно обновляться данные мониторинга, публиковаться рейтинг активности федеральных органов исполнительной власти и сводная таблица реформирования по сферам. Кроме того, на сайте ar.gov.ru в разделе «Ваше мнение» проводится опрос граждан и представителей бизнеса о реальных результатах и практическом эффекте тех нововведений, которые к настоящему моменту уже приняты. Участвуйте!

Рейтинг активности федеральных органов исполнительной власти по реализации планов административной реформы

Место в рейтинге

ФОИВ/Организация

Количество мероприятий в планах

Общее количество мероприятий

Исполненные (всего)

Не исполненные в срок

Срок исполнения не наступил

% выполнения плана

1

Банк России

Таможенное администрирование 2

2

2

0

0

100

1

ФТС России

Таможенное администрирование 4

4

4

0

0

100

1

Минобороны России

Строительство 1

1

1

0

0

100

1

ФАС России

Строительство 2

2

2

0

0

100

2

Минрегион России

Стройка 19

19

12

7

0

63

3

Минсельхоз России

Сельское хозяйство 39

40

11

7

22

61

4

ФСТЭК России

Таможенное администрирование 5

5

3

2

0

60

5

Минобразования России

Образование 10; экзамены на право управления транспортными средствами 1; промышленность 1

12

7

4

1

58

6

ФМС России

Учет граждан 7; рождение и смерть 1

8

4

4

0

50

6

ФНС России

Государственная регистрация юридических лиц 2

2

1

1

0

50

6

Роскомнадзор

Связь 2

2

1

1

0

50

7

МВД России

Государственная регистрация транспортных средств 11; экзамены на право управления транспортными средствами 7

18

5

7

6

41

8

Росрыболовство

Сфера деятельности Росрыболовства 6

6

2

3

1

40

8

Минздравсоцразвития России

Экзамены на право управления транспортными средствами 2; здравоохранение 6

8

2

3

3

40

9

Минтранс России

Тяжеловесные грузы 13; транспорт 21; сельское хозяйство 1

35

7

13

15

35

10

Минэкономразвития России

Строительство 9; транспорт 1; государственная регистрация транспортных средств 1; промышленность 5; таможенное администрирование 1; государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 1

18

4

8

6

33

10

Росстандарт

Росстандарт 4

4

1

2

1

33

10

Ростехнадзор

Промышленная безопасность 16; промышленность 1

17

2

4

11

33

11

Минкомсвязь России

Связь 27

27

3

11

13

21

12

Минюст России

Рождение и смерть 3; государственная регистрация юридических лиц 2

5

1

4

0

20

13

Минпромторг России

Промышленность 9; Росстандарт 5; сельское хозяйство 1

15

2

9

4

18

14

Минфин России

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 5; таможенное администрирование 1; промышленность 7

13

1

5

7

17

15

МЧС России

Транспорт 2

2

0

2

0

0