В последнее время стремительно развивается законодательство в сфере охраны труда. 1 сентября 2011 г. вступил в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда1. С 2 августа в Трудовой кодекс введено понятие «профессиональный риск»2. Кроме того, на стадии обсуждения находится ряд законодательных инициатив и проектов. О том, как изменился объем прав и обязанностей организаций-работодателей, что нового в отношениях между ними и работниками и каковы тенденции развития законодательства в сфере охраны труда, рассказывает директор Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Наталия Жарова.
«ЭЖ»: Наталия Викторовна, какие изменения происходят сегодня в сфере охраны труда?
Н.Ж.: Государство меняет действующую модель охраны труда, осуществляет переход от компенсационной модели к системе управления профессиональными рисками. Цель — реализовать предупредительные меры, позволяющие сохранить здоровье работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда. Главной задачей работодателей становятся выявление и оценка рисков, профилактика производственного травматизма, улучшение условий работы. Для этого в Трудовой кодекс добавлено определение профессионального риска — вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору. Впоследствии, с принятием ряда подзаконных нормативных актов, определяющих порядок оценки рисков и их управления (мы их сейчас готовим), для каждого предприятия будет определен индивидуальный профессиональный риск. Внедрена система управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте3.
«ЭЖ»: Трудно ли будет российским работодателям перейти к системе управления профессиональными рисками?
Н.Ж.: Полагаю, что предприятиям, которые используют современные технологии и у которых охрана труда основана на международном опыте управления профессиональными рисками, трудно не будет. Они готовы к нововведениям. Сложнее придется тем, у кого производство и охрана труда выстроены по устаревшим технологиям. Таким предприятиям предстоит улучшить качество рабочих мест, озаботиться формированием эффективной и современной службы охраны труда, научиться работать в системе управления профессиональными рисками и обучить своих сотрудников системному подходу к обеспечению безопасных условий труда.
«ЭЖ»: Какое место отводится в системе управления профессиональными рисками аттестации рабочих мест по условиям труда?
Н.Ж.: Аттестация рабочих мест по условиям труда — основной инструмент выявления вредных факторов, влияющих на конкретного работника. Без информации об условиях труда нельзя построить грамотной системы управления рисками. Чтобы результаты аттестации были максимально объективными, принят новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. По нему осуществлять аттестацию рабочих мест могут только аккредитованные организации, самостоятельные юридические лица, не связанные с работодателем4. Помимо этого в состав аттестационной комиссии, которую своим приказом создает работодатель в обязательном порядке, должны входить представители профсоюзов или иных представительных органов работников предприятия.
«ЭЖ»: Обязан ли работодатель проводить аттестацию всех рабочих мест, или это требование распространяется на определенные профессии?
Н.Ж.: Аттестации подлежат все рабочие места (кроме тех, на которых выполняются работы в условиях чрезвычайных ситуаций — пожаротушение, спасательные работы и т.п.). От результатов аттестации зависит установление гарантированных компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. По результатам аттестующая организация предлагает работодателю план профилактических мероприятий, призванных улучшить ситуацию на предприятии. По итогам аттестации формируются списки работников, подлежащих обязательным медосмотрам. Сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, дополнительно (по отношению к типовым нормам бесплатной выдачи) могут обеспечиваться необходимыми средствами индивидуальной защиты и т.д.
«ЭЖ»: Надо ли проводить аттестацию в отношении всех рабочих мест одновременно?
Н.Ж.: Одномоментного проведения процедуры по всем рабочим местам не требуется. Да и выполнить это практически невозможно. Аттестация рабочих мест в соответствии с новым Порядком должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Оценка вредных и опасных производственных факторов в отношении аналогичных рабочих мест осуществляется на основании данных, полученных при аттестации 20% таких мест.
«ЭЖ»: Как не ошибиться с выбором аттестующей компании?
Н.Ж.: С 1 октября 2010 г. оказывать услуги по охране труда (аутсорсинг, аттестацию рабочих мест, обучение по охране труда) вправе только организации, прошедшие процедуру обязательной аккредитации и включенные в Реестр аккредитованных организаций5. Какую именно организацию выбрать, каждая компания решает сама.
«ЭЖ»: Чем обернется аттестация рабочих мест для работодателей — увеличением затрат или экономической выгодой?
Н.Ж.: Аттестация рабочих мест позволит компаниям с благоприятными условиями труда сократить издержки налогообложения в связи со страхованием несчастных случаев на производстве. Это касается, в частности, страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 1 января 2012 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.11.2011 № 300-ФЗ «О внесении изменений в ст. 17 и 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“». В соответствии с ним размер скидки к страховому тарифу будет рассчитываться по итогам работы страхователя за три года и устанавливаться страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест, проведения медицинских осмотров и расходы на обеспечение по страхованию). Сейчас размер страхового тарифа в Фонд социального страхования определяется принадлежностью к конкретному виду экономической деятельности по ОКВЭД и рассчитывается по итогам работы страхователей за предыдущий год6. Кроме того, для страхователей, у которых зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаются и предусмотрена надбавка к страховому тарифу. Это общемировая практика: работодатель, создающий риски, платит больше. Что касается затрат на аттестацию рабочих мест, работодатель может провести ее бесплатно (или с частичным возмещением) — за счет взносов, уплаченных им в ФСС России: фонд возмещает работодателю до 20% поступивших взносов. Эти средства могут быть потрачены в том числе на проведение аттестации. Словом, многое сделано и делается для того, чтобы стимулировать работодателей к улучшению условий труда работников.
«ЭЖ»: Какие еще изменения в ближайшем будущем ожидаются в законодательстве, регулирующем охрану труда?
Н.Ж.: С 1 января 2012 г. вступает в силу новый Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, которые заняты на тяжелых работах и на работах во вредных или опасных условиях труда7. Обязательные обследования касаются работников, занятых в сферах общественного питания, образования, здравоохранения, медицинской промышленности, транспорта, строительства, бытового обслуживания, а также других областей, где работники сталкиваются с воздействием вредных факторов. Врачебную комиссию должен возглавлять врач-профпатолог, а в состав комиссии будут включаться врачи-специалисты, прошедшие курсы повышения квалификации по специальности «профпатология». Изменена частота проведения периодических медосмотров. Если ранее они осуществлялись не реже одного раза в два года, то с 1 января 2012 г. — не реже, чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ8.
Подготовлен и одобрен 28 октября Российской трехсторонней комиссией законопроект, которым предлагается ввести в Трудовой кодекс право работодателя на бесплатное добровольное декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Это позволит снизить издержки работодателей, в первую очередь для малого бизнеса.
В то же время для усиления ответственности работодателей за нарушение требований охраны труда Минздравсоцразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации». С одной стороны — доверяем, с другой — усиливаем ответственность.
1 Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.
2 Федеральный закон от 18.07.2011 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
3 Федеральным законом от 04.10.2010 № 265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда».
4 Аттестующая организация должна быть аккредитована в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 10.04.2010 № 205н.
5 Ознакомиться с Реестром аккредитованных организаций можно на http://rao.rosminzdrav.ru/
6 Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (в редакции от 17.06.2011).
7 Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.2011).
8 Утверждены тем же приказом.