С 1 сентября 2011 г. действуют новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда. Правильно проведенная оценка рабочих мест обезопасит компанию от возможных претензий со стороны налоговых органов. Ведь ее результаты важны для того, чтобы учесть расходы на охрану труда при расчете налога на прибыль.
Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее — Порядок). Ознакомиться с этим документом нужно всем организациям, поскольку проводить аттестацию рабочих мест работодателя обязывает трудовое законодательство. Это мероприятие необходимо для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 209 ТК РФ). Так что под аттестацию подпадают абсолютно все компании.
Непроведение аттестации чревато штрафом по ст. 5.27 КоАП РФ. Его размер для должностных лиц организации составляет от 1000 руб. до 5000 руб., а саму компанию могут оштрафовать на сумму от 30 000 руб. до 50 000 руб.
Этой нормой Кодекса предусмотрено и еще одно наказание: деятельность компании может быть приостановлена на срок до 90 суток. Если же будет выявлено повторное нарушение, руководителя фирмы могут дисквалифицировать на срок от года до трех лет.
Знакомимся с новым Порядком
По сравнению с прежними правилами аттестации рабочих мест по условиям труда, которые были утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, нынешний Порядок более детально устанавливает процедуру проведения этого мероприятия. Кроме того, изменена и структура самого документа, в нем появились новые разделы и введены новые понятия.
Периодичность аттестации
Как и прежде, требования Порядка распространяются на всех работодателей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правда, в новом Порядке появилось одно уточнение: под действие документа подпадают все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Периодичность проведения аттестации не изменилась. Сроки проведения оценки рабочих мест работодатель устанавливает исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Однако в новом Порядке появились дополнение к этому правилу. Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации, а за дату начала проведения аттестации принимается дата издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Что касается аттестации новых рабочих мест, их оценка должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию (п. 8 Порядка).
Без аттестующей организации не обойтись
В Порядке прямо сказано, что аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по оценке рабочих мест, на основании гражданско-правового договора (п. 6 Порядка). Из этого положения можно сделать вывод, что теперь компании не смогут проводить аттестацию собственными силами. Это подтверждается и тем, что теперь работодатель не имеет права утверждать отчет об аттестации, если необходимые документы не подписаны аттестующей организацией (п. 7 Порядка).
Аттестующая организация — юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей на основании гражданско-правового договора следующие услуги:
— измерения и оценка;
— оценка соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
— оформление и подготовка отчета об аттестации.
Как видите, аттестацию могут проводить далеко не все компании, а лишь те, которые прошли аккредитацию в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н. Кроме того, аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю.
В новом Порядке четко прописаны права и обязанности как для работодателя, так и для аттестующей организации (п. 7 Порядка).
Обратите внимание!
Работодатель имеет право привлечь для аттестации несколько сторонних организаций. Работы между ними должны быть четко распределены. Такое разграничение можно провести как по количеству рабочих мест, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах (п. 6 Порядка).
Когда понадобятся результаты аттестации
Несмотря на то что перечень целей, в которых могут быть использованы результаты аттестации рабочих мест, сократился с 19 до 17 позиций, по сути он остался прежним. Изменена структура перечня, а также скорректированы некоторые формулировки.
Так, по-прежнему результаты аттестации необходимы для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Но в новом Порядке уточнено, что СИЗ могут пройти не только обязательную сертификацию, но и декларирование соответствия.
Аттестация рабочих мест нужна и для оценки профессионального риска. Однако в новом Порядке не сказано, что следует понимать под такой оценкой. В старом Порядке было написано, что это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им трудовых обязанностей.
Исчезла из перечня такая цель использования результатов аттестации, как обоснование принимаемых решений о привлечении компании к административной ответственности в виде приостановления ее деятельности. Зато появилась запись о том, что результаты оценки необходимы для приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Выполнение этого требования позволит избежать споров о правильности выдачи тем или иным работникам СИЗ. Ведь в нормативах выдачи работникам, чей труд сопряжен с вредными условиями, специальной одежды и обуви значатся должности, поименованные в вышеназванном классификаторе, и расхождения в их названии могут вызвать проблемы с тем, как обосновать обеспечение работников СИЗ.
Аттестация по аналогии
Организации, где есть аналогичные рабочие места, могут провести аттестацию в упрощенном порядке. Понятие аналогичных рабочих мест перекочевало в новый Порядок из прежних правил практически без изменений. Напомним, что для признания рабочих мест аналогичными необходимо соблюсти совокупность определенных условий, а именно:
— профессии и должности должны быть одного наименования;
— выполняются одни и те же профессиональные обязанности при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
— используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
— работы осуществляются в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
— используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
— объекты (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте расположены одинаково;
— существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени (п. 12 Порядка).
Правда, в новом Порядке названный перечень дополнен еще одним условием: работники должны быть обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Если рабочие места будут признаны аналогичными, у компании отпадает обязанность проводить стопроцентную аттестацию всех рабочих мест. В этом случае оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места.
Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.
Оформляем результаты
Список документов, которыми оформляются результаты аттестации, расширился. Раньше в него входило восемь документов, теперь — 11. В пакет документов включены:
— приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения соответствующих работ;
— перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
— карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок;
— сводная ведомость результатов аттестации;
— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
— протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест (итоговый);
— сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории, а также копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
— протоколы заседания аттестационной комиссии;
— заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
— предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Как уже было сказано, работодатель не имеет права утверждать отчет об аттестации, если необходимые документы не подписаны аттестующей организацией.
В приложении к Порядку приведены образцы всех необходимых документов. Мы советуем придерживаться этих шаблонов. Хотя они и носят рекомендательных характер, в них содержится вся необходимая информация для отражения результатов оценки рабочих мест по условиям труда.
После завершения аттестации работодатель должен направить в трудовую инспекцию сводную ведомость результатов аттестации, а также сведения об аттестующей организации. Обратите внимание, названные документы направляются на бумажном и электронном носителях (п. 45 Порядка).
Отчитаться необходимо в течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении соответствующего отчета. Заметим, что прежний Порядок не содержал конкретных сроков представления информации в трудовую инспекцию, что приводило к конфликтным ситуациям.
Расходы на услуги по аттестации
Прежде чем остановиться на порядке отражения в налоговом и бухгалтерском учете расходов на проведение аттестации рабочих мест, которую компания заказала сторонней организации, необходимо рассмотреть один момент.
Компания может снизить свои расходы на аттестацию рабочих мест, если одной из целей проведения этого мероприятия является предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников. Это можно сделать путем получения от ФСС России компенсации, которая предусмотрена приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 № 101н.
Правда, размер компенсации не может превышать 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату пособий по травматизму за соответствующий период. Дотация осуществляется за счет сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, подлежащих перечислению в ФСС России в текущем календарном году.
Налог на прибыль и НДС
Расходы на услуги по проведению аттестации рабочих мест учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Аналогичной позиции придерживаются и налоговики (письмо ФНС России от 06.09.2011 № ЕД-4-3/14453). Главное, чтобы у компании были в наличии все документы о результатах проведения оценки рабочих мест, договор с аттестующей организацией и копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией.
При методе начисления стоимость аттестации признается в составе расходов на дату подписания акта выполненных работ (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ), а при кассовом методе — на дату оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Что касается НДС, компания может без проблем принять его к вычету при условии, что выполнены все требования п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
Если компания получает от ФСС России компенсацию расходов на проведение аттестации, налоговый учет будет выглядеть следующим образом. По общему правилу взносы на «травматизм» учитываются при расчете налога на прибыль на дату их начисления при методе начисления, а для кассового метода — на дату оплаты (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 1 ст. 272 НК РФ и п. 1 ст. 273 НК РФ).
Полученные от ФСС России суммы компенсаций являются целевыми средствами. Они не учитываются при расчете налога на прибыль (подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ). Но таким порядком могут воспользоваться далеко не все организации. Не учитывать целевые поступления на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ могут только организации, получившие имущество, поименованное в этой норме Кодекса. Сразу скажем, что в ней не значатся средства, полученные от ФСС России на финансирование предупредительных мер по травматизму. Остается п. 2 ст. 251 НК РФ. Но и им воспользоваться не удастся. Это связано с тем, что Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ из п. 2 ст. 251 НК РФ исключены целевые средства, получаемые коммерческими организациями. Изменения вступили в силу с 1 января 2010 г. Так что с этой даты компенсации от ФСС России необходимо включать в состав доходов. При этом расходы на аттестацию учитываются в полном объеме, без разбивки по источникам финансирования.
При финансировании расходов на оценку рабочих мест за счет средств ФСС России могут возникнуть проблемы с вычетом НДС. По мнению Минфина России, НДС по услугам, приобретенным за счет средств, выделенных из федерального бюджета, к вычету принять нельзя (письмо от 31.08.2009 № 03-07-14/91). Однако суды подтверждают правомерность зачета НДС в рассматриваемой ситуации (постановления ФАС Поволжского округа от 19.08.2008 № А65-27753/07, Западно-Сибирского округа от 30.05.2007 № А75-8520/2006 и др.).
Бухгалтерский учет
Затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Они списываются на расходы единовременно в периоде их осуществления (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Если компания получает компенсацию расходов на проведение аттестации из ФСС России, такие средства должны учитываться на счете 86 «Целевые поступления».
Пример
ООО «Магнит» в январе 2011 г. провело аттестацию рабочих мест. Для этих целей была привлечена аттестующая организация. Стоимость ее услуг составила 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.).
Компания обратилась в территориальное отделение ФСС России с заявлением на получение финансирования мероприятия по оценке рабочих мест и получила разрешение. Утвержденная сумма компенсации составила 20% от суммы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, начисленных за прошлый год.
Сумма взносов, начисленных за 2010 г., — 300 000 руб. Сальдо расчетов с территориальным отделением ФСС России по взносам на «травматизм» на 1 января 2011 г. равно нулю. Сумма начисленных «несчастных» взносов составила:
— за январь 2011 г. — 25 000 руб.;
— за февраль 2011 г. — 25 000 руб.;
— за март 2011 г. — 25 000 руб.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 60 Кредит 51
— 118 000 руб. — перечислены средства аттестующей организации;
Дебет 19 Кредит 60
— 18 000 руб. — учтен «входной» НДС;
Дебет 76 Кредит 86
— 60 000 руб. (100 000 руб. х 20%) — отражена согласованная с ФСС России сумма финансирования по аттестации рабочих мест;
Дебет 86 Кредит 20
— 50847,46 руб. [60 000 руб. – (60 000 руб. х 18/118)] — учтены расходы, финансируемые за счет средств ФСС России;
Дебет 86 Кредит 19
— 9152,54 руб. — зачет частично НДС за счет средств финансирования;
Дебет 20 Кредит 60
— 49152,54 руб. (100 000 руб. – 50847,46 руб.) — списана на затраты стоимость аттестации, произведенная за счет собственных средств;
Дебет 68 Кредит 19
— 8847,46 руб. (18 000 руб. – 9152,54 руб.) — принят к вычету НДС;
Дебет 20 Кредит 69, субсчет «Расчеты по социальному страхованию»
— 25 000 руб. — начислены взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве за январь 2011 г.;
Дебет 69, субсчет «Расчеты по социальному страхованию» Кредит 76
— 25 000 руб. — зачтена часть средств целевого финансирования на аттестацию в счет уплаты страховых взносов за январь 2011 г.;
Дебет 69, субсчет «Расчеты по социальному страхованию» Кредит 76
— 25 000 руб. — зачтена часть средств целевого финансирования на аттестацию в счет уплаты страховых взносов за февраль 2011 г.;
Дебет 69, субсчет «Расчеты по социальному страхованию» Кредит 76
— 10 000 руб. — зачтена часть средств целевого финансирования на аттестацию в счет уплаты страховых взносов за март 2011 г.;
Дебет 69, субсчет «Расчеты по социальному страхованию» Кредит 51
— 15 000 руб. — перечислены в ФСС России часть взносов за март 2011 г.
Аттестация избавит от проблем
По результатам проведения аттестации рабочих мест оплата труда сотрудников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Конкретный размер надбавки должен быть зафиксирован в коллективном или трудовом договоре либо локальном нормативном акте по организации (ст. 147 ТК РФ).
Налог на прибыль
По общему правилу к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли относятся выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством РФ (подп. 3 ст. 255 НК РФ). На этом основании налоговики приходят к выводу, что учесть при расчете налога на прибыль можно только те надбавки, которые установлены по результатам аттестации (письмо ФНС России от 06.09.2011 № ЕД-4-3/14453).
Иными словами, если компания не проводила аттестацию, отразить в составе расходов выплаченные надбавки она не сможет. Заметим, что аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России (письмо от 12.09.2006 № 03-05-02-04/143).
В то же время существует иная позиция по этому вопросу. Надбавки за вредные условия труда можно признать в налоговом учете вне зависимости от того, провела компания аттестацию или нет. Ведь отсутствие оценки рабочих мест не освобождает работодателя от обязанности предоставить надбавку или компенсацию работнику, чей труд сопряжен с вредными условиями. Аналогичную точку зрения высказали и судьи ФАС Уральского округа в постановлении от 07.10.2010 № Ф09-8271/10-С3 по делу № А60-4798/2010-С10.
НДФЛ
Кроме надбавки к заработной плате, работникам, занятым на вредных работах, организация может выплачивать и компенсацию (ст. 219 ТК РФ). По мнению налоговых органов, такая компенсация не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ только при выполнении двух условий. Во-первых, основанием для ее выплаты послужили результаты аттестации рабочих мест. Во-вторых, работодатель не смог устранить выявленные тяжелые и (или) опасные условия труда. Такая точка зрения изложена в письме ФНС России от 06.09.2011 № ЕД-4-3/14453.
Специалисты Минфина России придерживаются по этому вопросу более лояльной точки зрения. По их мнению, не облагаются НДФЛ компенсации за вредные условия труда, если они установлены в трудовых (коллективных) договорах с учетом рекомендаций профсоюзных инспекторов труда (письмо от 12.09.2006 № 03-05-02-04/143).
Заметим, что в отличие от компенсации надбавка к зарплате за вредные условия труда всегда облагается НДФЛ. Такие выплаты не могут рассматриваться в качестве компенсационных. Поэтому на них не распространяются положения п. 3 ст. 217 НК РФ (письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-04-06-02/46 и постановление Президиума ВАС РФ от 17.10.2006 № 86/06).