В 2009 г. новокузнецкая компания «НефтеХимСервис» (председатель совета директоров Юрий Кушнеров, генеральный директор Александр Говор) приступила к реализации крупнейшего в Кузбассе и одного из крупнейших в Сибири инвестиционного проекта — строительству Яйского нефтеперерабатывающего завода с объемом переработки 3 млн т в год и глубиной до 92%.
Три года назад планы руководства компании мало кто воспринимал всерьез. На огромном пустыре, где предполагалось построить завод, стояла одинокая палатка. Сегодня, по словам губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, ознакомившегося с ходом строительства, «можно ответственно заявлять о рождении в Кузбассе новой отрасли — нефтеперерабатывающей».
Яйский нефтеперерабатывающий завод — это емкий, интересный и перспективный проект, способный обеспечить диверсификацию экономики области и дать мощный импульс для инновационного развития экономики Кузбасса и Сибирского федерального округа в целом.
Проект позволяет генерировать механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения новых технологий с последующим масштабным экономическим эффектом. На базе производственной площадки Яйского НПЗ совместно с администрацией Кемеровской области прорабатывается вопрос о создании филиала Кузбасского технопарка. По мнению участников проекта, сплав науки, бизнеса и производства способен дать внушительный результат.
По окончании строительства завод будет выпускать топлива, соответствующие действующему Техническому регламенту.
Проект одобрен Правительством РФ и администрацией Кемеровской области. Строительство ведется при поддержке и под личным контролем губернатора Кемеровской области А. Тулеева. Понимая значимость проекта, власти региона предоставили бюджетную гарантию на кредитную линию Сбербанка России и предложили инвесторам максимально удобное место под строительство завода — в непосредственной близости к магистральному нефтепроводу, железнодорожной магистрали и автомобильным трассам.
Площадка Яйского НПЗ расположена на севере Кемеровской области в 7 км от нефтеперекачивающей станции «Анжеро-Судженск» ОАО «АК „Транснефть“» и примыкает к железнодорожной станции «Судженка» Западно-Сибирской железной дороги. Инвестиционная фаза проекта рассчитана на восемь лет — с 2009 по 2017 г. Общий объем инвестиций за этот период составит порядка 57 млрд руб.
Нефтеперерабатывающий завод — это целый комплекс современных высокотехнологичных объектов: установка ЭЛОУ-АВТ, гидроочистка дизельного топлива, гидрокрекинг, установка замедленного коксования, риформинг с блоком изомеризации, аминовая очистка от сероводорода, установка производства серы, объекты общезаводского хозяйства, железнодорожная станция полного цикла с эстакадой приема нефти и отгрузки товарной продукции, приемо-сдаточный пункт нефти и трубопровод, соединяющий площадку Яйского НПЗ с нефтеперекачивающей станцией «Анжеро-Судженск».
В промышленно развитом Кузбассе о собственном производстве топлива говорили давно. Его ждут угольщики, металлурги, строители и селяне. Такие факторы, как дефицит горюче-смазочных материалов и постоянный рост цен на них, еще раз подтвердили правильность решения областных властей развивать нефтеперерабатывающую отрасль.
«Для Кузбасса очень важен пуск этого завода, — подчеркивает А. Тулеев. — Мы сейчас вынуждены завозить топливо из нескольких регионов. Оно идет к нам в железнодорожных цистернах, переливается в бензовозы и развозится по всей области. Груз этот крайне опасен при транспортировке. И потом надо учитывать, что транспортная составляющая в конечной цене — 10—15%».
Тему строительства НПЗ неоднократно поднимали на федеральном уровне. Премьер-министр Владимир Путин давно заявлял, что строительство независимых нефтеперерабатывающих заводов в непосредственной близости от потребителя — один из путей демонополизации рынка горючего и надежная защита от кризисов на топливном рынке.
В настоящее время работа на строительной площадке ведется сразу по всем направлениям. На север протянулся трубопровод, который соединит завод с нефтяной трубой. С противоположной стороны проходит железнодорожная ветка — выход к Транссибу. Сейчас в строительстве завода занято свыше тысячи человек.
Особое внимание уделяется основным технологическим объектам. Члены совета директоров регулярно проверяют их готовность. В ближайшее время пройдут гидроиспытания основной установки ЭЛОУ-АВТ. Готов к приему нефти резервуарный парк объемом 270 кубометров. Уточняются последние технические вопросы, связанные с присоединением заводской железнодорожной станции к главному ходу Транссиба и врезкой приемо-сдаточного пункта в магистральный нефтепровод. Строители приступили к монтажу электротехнической части и оборудования КИПиА.
«На Яйском нефтеперерабатывающем заводе, строящемся с учетом современных требований, будет осуществляться полная система автоматизации технологического процесса, — поясняют специалисты предприятия, — в то время как на большинстве нефтеперерабатывающих заводов, возведенных еще в советское время, действует „лоскутная“».
Сегодня проект находится на важном этапе реализации — пусковом. Утвержден график окончания строительства первой очереди. Ее запуск запланирован на 2012 г. Это будет первичная переработка нефти глубиной 60%, основа будущего завода. На данном этапе предприятие предполагает выпускать прямогонный бензин, дизельное топливо, атмосферный газойль и мазут.
По словам Ю. Кушнерова, все задачи и мероприятия, необходимые для пуска первой очереди, выполнены. Одновременно идет работа над второй очередью, которую планируют запустить в 2015 г. На этом этапе глубина переработки составит уже 80—82%.
«Сейчас на стадии окончательного утверждения второй этап, который позволит довести переработку до необходимого показателя и улучшить качество топлива, снизить затраты и соответственно цену продукции, — говорит Ю. Кушнеров. — К этой работе мы привлекли известные мировые компании «Фостер Уиллер», «Хоневелл», Институт нефти Франции, «Аксенс». Это отраслевые лидеры в разработке и лицензировании вторичных процессов переработки нефти».
Уже освоено 9 млрд из 13 млрд, запланированных на первую очередь. «На самом деле уровень освоения инвестиций значительно выше, — поясняет Ю. Кушнеров. — Надо учитывать оплаченные заказы на технологическое оборудование и автоматизированную систему управления предприятием, которые сейчас изготавливаются и будут установлены позже. Проектная документация разработана и выдана подрядчикам».
Подготовлена вся инженерная инфраструктура Яйского НПЗ, включающая около 150 км подземных коммуникаций, причем не только для первой очереди. Заложены основы для второй и третьей очередей строительства.
На предприятии применяются новейшие подходы к безопасности и удовлетворению экологических требований. Завод оборудован эффективными системами предупреждения и тушения пожаров, очистными сооружениями. В товарно-сырьевом парке, например, смонтированы специальные понтоны, произведенные в Германии, в которых огромный поплавок внутри резервуара «дышит» вместе с уровнем нефти и препятствует накоплению вредных паров. Очистные сооружения обеспечат очистку стоков, образующихся в процессе производственной деятельности завода, и возврат части очищенных вод в технологический процесс для повторного использования, что позволит минимизировать воздействие на окружающую среду.
Строительство современного предприятия на севере Кемеровской области — это не только высокотехнологичный бизнес, но и, как отмечалось выше, крупный социально-экономический проект, открывающий новые перспективы для жителей г. Анжеро-Судженска, который после закрытия угледобывающих предприятий в полной мере ощутил на себе все проблемы моногорода. С введением завода в эксплуатацию город получит свыше 1000 новых рабочих мест непосредственно на предприятии и более 2000 в смежных отраслях — строительстве, транспорте, сфере услуг, на жилищном рынке. По подсчетам экономистов, после выхода завода на проектную мощность в бюджет области будет дополнительно поступать до 3 млрд руб. налоговых платежей в год.
Инвестиционная фаза проекта – с 2009 по 2017 г.
Первая очередь – 13 млрд |
Вторая очередь – 19 млрд |
Третья очередь – 25 млрд |
Товарные продукты первой очереди (пуск в 2012 г.)
Наименование |
Объем, т/т |
Соответствие ТУ, ГОСТ |
Бензин стабильный |
465,6 |
ТУ 38.402-62-120—90 |
Дизельное топливо |
1036,8 |
ГОСТ 305—82 |
Атмосферный газойль |
325,6 |
Компонент дизельного топлива (Л-40) |
Мазут |
1047,4 |
ГОСТ 10—585 |
Всего |
2875,4 |
|
Товарные продукты второй очереди (пуск в 2015 г.)
Наименование |
Объем, т/т |
Соответствие ТУ, ГОСТ |
Бензин стабильный |
613,28 |
ТУ 38.402-62-120—90 сырье пиролиза |
Дизельное топливо |
1037,6 |
ГОСТ Р52368—2005 (ЕН590:2004) |
Атмосферный газойль |
325,6 |
Компонент дизельного топлива (Л-40) |
Вакуумный газойль |
647,58 |
ТУ 38.1011304—2004 сырье категории крекинга |
Кокс нефтяной малосернистый |
125,7 |
ГОСТ 22898—78 |
Сера |
7,4 |
ГОСТ 127—93, марки 9998 |
Всего |
2757,16 |
|
Товарные продукты третьей очереди (пуск в 2017 г.)
Наименование |
Объем т/т |
Соответствие ТУ, ГОСТ |
Бензин |
1200 |
ГОСТ 51866—2002 (ЕН 228:2004) |
Дизельное топливо |
1150 |
ГОСТ Р52368—2005(ЕН 590:2004) |
Кокс нефтяной малосернистый |
205 |
ГОСТ 22 898—78 |
Сера |
47 |
ГОСТ 127—93, марки 9998 |
Всего |
2602 |
|