Значительных успехов в привлечении инвесторов в регион администрации Кемеровской области удалось добиться благодаря международному и российскому опыту. Активно используются различные инструменты — от налоговых льгот до введения института инвестиционного уполномоченного. Эффективность подобных усилий региональной власти играет решающую роль при выборе инвесторами мест размещения производств и применения иных форм капвложений.
Инвестор должен четко понимать, куда он приходит со своим проектом, как развивается отрасль, территория, какие могут возникнуть проблемы и каковы перспективы реализации проекта.
Для того чтобы у инвестора было такое понимание, по словам вице-губернатора Кемеровской области Дмитрия Исламова, в Кузбассе создали систему планирования, управления развитием отраслей и территорий, сформировали ту «дорожную карту», в соответствии с которой инвестор может спокойно двигаться в регионе.
Например, разработана и регулярно корректируется Стратегия развития Кемеровской области. Она транслируется на все города и районы Кузбасса. С 2007 г. реализуются 223 программы социально-экономического развития всех муниципальных образований региона.
В прошлом году приступили к разработке 14 областных отраслевых стратегий. Четыре уже приняты: стратегии развития малого бизнеса, химической промышленности, пищевой и перерабатывающей отрасли, легкой промышленности. Эти документы представляют собой не простое сложение планов предприятий и компаний, а согласованную программу совместной работы власти и бизнеса на перспективу с учетом обязательств обеих сторон.
При поддержке отраслевых департаментов Кемеровской области и управления стратегического развития администрации области запланировано до конца 2011 г. сформировать комплексную систему долгосрочного планирования региона, в которую войдут все 14 стратегий.
По инициативе губернатора области Амана Тулеева в области разработана соответствующая законодательная база, предусматривающая гибкую систему господдержки. Инвесторам, резидентам технопарка, участникам зон экономического благоприятствования предоставляются льготы по налогу на прибыль (снижение на 4,5 п.п.), налогу на имущество организаций (стопроцентное освобождение), снижение ставки УСН с 15 до 5%, а также субсидирование процентных ставок по банковским кредитам.
Был сделан еще один шаг на пути привлечения дополнительных инвестиций — утвержден план мероприятий по снятию административных барьеров в строительстве. В результате его реализации существенно сократились сроки процедур согласования и выдачи разрешений.
По поручению Президента РФ в Кемеровской области ведется работа по созданию института инвестиционного уполномоченного. Его основной задачей станет не только решение конкретных проблем отдельных компаний, но и минимизация возникновения проблем для инвесторов в будущем в результате совершенствования законодательства.
В круг обязанностей уполномоченного входит оказание содействия инвесторам в реализации частных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Кузбасса, в том числе при взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Инструментом привлечения в Кемеровскую область инвесторов и развития территорий являются также комплексные инвестиционные программы модернизации моногородов.
Около 70% кузбассовцев сегодня проживают в монопрофильных муниципальных образованиях, экономика которых определяется состоянием градообразующего предприятия.
В минувшем году была проведена огромная работа: подготовлены инвестиционные проекты развития производств, привлечены инвесторы, представлены в Правительственную комиссию комплексные инвестиционные планы модернизации 17 монотерриторий региона. Все это сделано с одной целью — создать условия для организации и развития новых производств.
В результате три моногорода — Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и Таштагол — защитили в правительстве комплексные планы модернизации и в 2010 г. получили 3,2 млрд руб. из федерального бюджета. Средства были направлены на строительство инфраструктуры, развитие новых производств и создание новых рабочих мест. По итогам первого года реализации этих планов в названных моногородах стабилизировалась ситуация на рынке труда. Было создано более 3000 новых рабочих мест в различных отраслях и малом бизнесе, а уровень безработицы снизился в 1,5—2 раза. В целях создания благоприятных условий для жизни во всех моногородах провели капитальный ремонт жилого фонда, построили инженерную инфраструктуру.
В начале сентября текущего года рабочая группа по модернизации моногородов при правительстве под руководством заместителя председателя Внешэкономбанка Ирины Макиевой провела проверку выполнения комплексных инвестиционных планов моногородов, по результатам которой была дана высокая оценка выполненной работе.
Администрации городов и районов сегодня сами со своими предложениями и инвестиционными площадками выходят на администрацию области, а затем сообща работают с потенциальными инвесторами.