Правительство обнародовало постановление от 10.11.2011 № 917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций». Нулевая ставка начнет работать с января 2012 г. Хорошо. Но этого совершенно недостаточно для того, чтобы стимулировать развитие образования и медицины в стране, где затеять свое дело крайне сложно.
Снижение налоговой нагрузки на образование и медицину, очевидно, можно считать разумными инвестициями государства в человеческий капитал. Кстати, пока в России такой капитал имеется в солидных размерах. Но важно еще и реализовать этот самый человеческий капитал, чтобы он превратился в так называемый нематериальный капитал. С этим в стране очень плохо, но по данному поводу пока не видно никаких действий власти.
Любопытная дискуссия состоялась недавно в Высшей школе экономики, где, в том числе со своим прочтением отчетов Всемирного банка («Где находятся богатства народов» и «Изменение богатства народов»), выступил научный обозреватель журнала Reason Рональд Бэйли.
ВБ сухо подсчитывает богатства народов. Выделяет три основные составляющие богатства: природные (сельскохозяйственные угодья, внутренние воды, месторождения нефти и прочие вещи), созданные человеком (заводы, дороги, производимые самолеты, соски-пустышки и т.д.) и так называемый нематериальный капитал (это реализованный человеческий капитал).
Бэйли сравнил докризисные показатели богатства России и США по оценкам ВБ за 2005 г. Природные богатства на душу населения в России составляли 31 000 долл. плюс капитал, созданный человеком, 18 000 долл. и нематериальный капитал 24 000 долл. Итого по 73 000 на нос (ВВП на душу населения в 2005 г. составлял 5000 долл.).
В США природный капитал меньше — 14 000 долл. Капитал, созданный человеком больше, — 100 000 долл. Нематериальный капитал — 627 000 долл. Итого совокупный капитал в Америке в 2005 г. — 734 000 долл. на душу населения (ВВП на душу населения — 43 000 долл. в год).
По первым двум частям все понятно: запасов ископаемых у нас больше, проблемы доступа к ним известны. Дорог, мостов и зданий больше у американцев, выше у них и производительность труда. Здесь тоже, кажется, всем понятно, что надо было бы делать. Но вот отставание по третьему пункту повергает в уныние.
Что за капитал и откуда он берется
Собственно понятие «нематериальный капитал» относительно новое. Сначала в экономический обиход был введен термин «человеческий капитал». То есть совокупность навыков, воплощенных в человеке: образование, интеллект, опыт, харизма или умение забивать мяч в угол ворот с 40 метров и т.д. Однако чтобы реализовать то же умение бить по воротам, нужно принять участие в игре, требуется поле и ворота, еще — команда. Тогда, понятно, команда с Рональдо и в долларах, и в евро будет оцениваться дороже, чем команда без такого лидера. Или вот еще, так сказать, «экономический стандарт» для понимания сути человеческого капитала и его реализации, который часто приводят иллинойсские экономисты: если пару тысяч подростков, бросивших школу, перевезти без денег и скарба, скажем, из Нью-Йорка в Чикаго и высадить на любом углу, то они скорее всего станут кошмаром для местных социальных служб. Если так же поступить с приличными молодыми специалистами, выпускниками хороших вузов, то они найдут работу, не пропадут. Но если и недоучек, и классных специалистов забросить куда-нибудь в отсталую африканскую страну, еще неизвестно, кому из них удастся выжить.
Иными словами, человеческий капитал надо уметь реализовать, чтобы превратить его в нематериальный капитал, который потом можно распределять среди членов общества.
По меркам ВБ человеческий капитал в России довольно высокий, в нашей стране очень образованное общество. А отдача от этого, то есть доход, мизерная.
Почему доход маленький
«Доход в России маленький? Маленький. Почему? И вот в расчеты вводится такой элемент, который я называю „издержки плохого государственного управления“. Но исследователи ВБ все политически корректны, поэтому они называют это „фиксированный государственный эффект“, — резюмирует Р. Бэйли. — Но если очистить это от наслоений, получается, что в таком государстве правительство стоит на пути своего народа и мешает своему хорошо образованному и умному народу реализовать свои способности».
Как, кто, кому и зачем мешает, исследовал перуанский экономист Эрнандо де Сото. Он выделил прежде всего чрезмерное госрегулирование, которое всегда идет рука об руку с коррупцией. Правительственные бюрократы громоздят все новые, все более высокие барьеры, позволяющие им вымогать взятки со всех, кто стремится преодолеть или обойти их. Как, например, обстоит дело с открытием предприятия в развитом мире? Де Сото провел потрясающее исследование. Он и члены его группы собрали документальные свидетельства своих попыток открыть на окраинах Лимы стойку, за которой один человек мог бы торговать одеждой в качестве юридически зарегистрированного предприятия. Чтобы их усилия в полной мере отразили издержки соблюдения закона, де Сото и его коллеги поклялись не давать взяток. (В конце концов было десять случаев, когда с них вымогали взятки, и, для того чтобы предотвратить срыв проекта, им дважды пришлось-таки дать их.) Группа работала по шесть часов в день в течение 42 недель ради того, чтобы получить 11 разных разрешений различных правительственных органов. Их усилия обошлись в 1231 долл. США, то есть в 31 раз превысили минимальную заработную плату в Перу. И все для того, чтобы открыть торговую точку для одного человека.
Вот пример, как можно сровнять с землей человеческий капитал, если возводить преграды для его реализации в торговле, в других сферах деятельности.
С выводами Р. Бэйли, что в России государство тормозит реализацию человеческого капитала, можно, конечно, не согласиться. Но тогда придется признать, видимо, ошибочными и подсчеты ВБ о лидерстве России по совокупному человеческому капиталу и сделать вывод, что на самом деле все наоборот: страной умно руководят, но народец попался дрянной, ленивый и сильно пьющий.
Доводы Бэйли
Но Бэйли (как ВБ и прочие разные нобелевские лауреаты и просто авторитетные экономисты) ищет ответ в другом — в истории человечества. И ссылается на работы экономиста Ангуса Мэдисона, который всю жизнь пытался определить, сколько зарабатывали люди во всем мире в течение многих веков в пересчете на реальные деньги, на реальные доллары и реальные цены. В Западной Европе во времена Римской империи заработок в среднем составлял 576 долл. в год. К 1000 г. среднедушевой доход падает до 427 долл. К 1800 г. доход не вырос и вдвое. А в 1820 г. что-то происходит, и во всем западном мире доходы начинают расти.
По Бэйли, до 1820 г. не существовало гражданского общества как такового, то есть не было организаций граждан за пределами государства. Все должно было либо контролироваться государством, либо одобряться государством, либо вообще не могло существовать. Государства контролировали торговлю. Монополии отдавались друзьям государства, друзьям тех, кто представлял государство. Эти элиты контролировали ресурсы одним способом — раздавали доступ к самым разным ресурсам только членам самой элиты.
Эти расклады, думается, современному российскому читателю пояснять не нужно.
Схему институтов, которые после 1820 г. изменили мир и вырвали большую часть населения из нищеты, описал Джонатан Раух в книге «Добрые инквизиторы». Проще говоря, это были (в современном понимании) демократия, капитализм и либеральная наука.
В лекции Бэйли не было рассуждений о промышленной революции или об изобретении, кстати, парового двигателя. Однако недавно археологи отыскали в руинах маяка Древней Греции остатки конструкции, как они полагают, парового свистка. Но ведь не сделали греки молотилки и не начали строить железные дороги. Не потому ли, что не было к таким изобретениям стимулов при наличии рабов, что демократия у греков была не в нашем современном понимании…
Не стоит выбрасывать золото на помойку
Может быть, выводы Р. Бэйли о плохом государственном управлении в России совершенно неверные. Пусть так. Тем более пора бы задействовать одну из трех частей национального богатства — человеческий капитал. Об этом порой даже наши лидеры что-то говорят. Из действий — Сколково, мегагранты ученым, вокруг распределения которых полно плохих слухов, и назначение нескольких тысяч стипендий тем, кто учится на машиниста котлов, машиниста паровых турбин и так далее по тексту распоряжения Правительства РФ от 03.11.2011. Все это похоже на симуляцию движений, или, как теперь принято говорить, — на симулякр.
Однако пора бы уже поверить чреде нобелевских лауреатов и менее титулованных ученых: мир изменился, без эффективного использования человеческого капитала уже не прожить. Иначе говоря, если даже более разумно задействовать природные ресурсы и умудриться поднять производительность труда, то вырученных с этого доходов все равно не хватит на приличную жизнь граждан великой страны. По экспертным подсчетам, не хватит примерно 25% доходов.
Коротко и ясно сказал об этом несколько лет назад профессор Школы бизнеса Чикагского университета Марвин Зонне: «Сложность будет отличительной чертой нашего времени. Повсеместно будет возрастать спрос на все более высокие уровни человеческого капитала. Страны, которые правильно воспримут эту тенденцию, компании, понимающие, как мобилизовать и применить этот человеческий капитал, станут главными победителями. Что касается прочих стран, не понимающих тенденцию и не реагирующих на нее адекватно, то их граждан ожидает все большая отсталость и все более горькая нужда, а всех нас из-за этого ожидают большие проблемы…»
Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций
1. Виды образовательной деятельности |
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования |
Реализация аккредитованной основной образовательной программы начального общего образования |
Реализация аккредитованной основной образовательной программы основного общего образования |
Реализация аккредитованной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования |
Реализация аккредитованных основных образовательных программ начального профессионального образования |
Реализация аккредитованных основных образовательных программ среднего профобразования |
Реализация аккредитованных основных образовательных программ высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры) |
Реализация основных образовательных программ послевузовского профессионального образования |
Реализация дополнительных образовательных программ |
Реализация программ профессиональной подготовки, осуществляемая образовательными учреждениями |
2. Виды медицинской деятельности |
Абдоминальная хирургия |
Акушерство и гинекология |
Акушерское дело |
Аллергология и иммунология |
Анестезиология и реаниматология |
Бактериология |
Вирусология |
Военноврачебная экспертиза |
Восстановительная медицина |
Врачебнолетная экспертиза |
Гастроэнтерология |
Гематология |
Генетика |
Гериатрия |
Гистология |
Дерматовенерология |
Детская кардиология |
Детская онкология |
Детская урологияандрология |
Детская хирургия |
Детская эндокринология |
Диабетология |
Диетология |
Забор, хранение донорской спермы |
ПРИМЕЧАНИЕ. Полный перечень приведен на сайте Правительства РФ