Весь мир сегодня с тревогой следит за развитием ситуации вокруг долгового кризиса в еврозоне. Следит за ней и Россия: если этот, пока локальный, кризис перерастет в глобальный, нашей экономике, как показал недавний опыт, достанется сильнее, чем многим другим.
В середине прошлой недели председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, выступая в Европарламенте, констатировал: «Мы столкнулись с самым настоящим системным кризисом, который требует большего участия со стороны всех стран и для (решения) которого могут потребоваться очень важные дополнительные меры» (цитата по Reuters).
Некоторые наблюдатели сочли, что минувшая неделя была для еврозоны «черной».
Причиной самого депрессивного за последний год состояния стала третья по размерам экономика еврозоны — Италия. Ее долговые проблемы привели к тому, что доходность ее десятилетних облигаций превысила во вторник 7%, достигнув уровня, который в долгосрочной перспективе считается неприемлемым. Временно ситуацию спасли Европейский центральный банк и премьер-министр Марио Монти. ЕЦБ, по сообщениям трейдеров, купил итальянские бонды. Доходность этих бумаг упала на 28,2 базисных пункта — до 6,852%, несколько успокоив фондовых инвесторов. А премьер-министр Италии М. Монти собирается в течение ближайших десяти дней не только обнародовать состав нового кабинета, но и «провести» его через парламент.
«Все растет благодаря фактору Монти... Объемы низкие. (Доходность) все еще на отметке 6,9%. Это пока плохой уровень», — сказал трейдер из Милана. Улучшение настроения подняло банковский индекс еврозоны, который пострадал в этом году из-за боязни, что долговой кризис приведет к значительным убыткам для банков и, возможно, к банковскому кризису. Индекс вырос на 2,19%.
Необходимы новые инструменты
Ситуация настолько серьезная, что всем ведущим главам стало ясно: имеющийся в распоряжении ЕС инструментарий не работает. Надо что-то менять.
Баррозу в ходе выступления в Европарламенте отметил необходимость более глубокой экономической интеграции между 17 странами — участницами еврозоны, не ущемляющей права десяти других стран, входящих в Евросоюз. Баррозу сообщил, что новые меры усиления контроля за бюджетом в странах еврозоны и новые экономические ориентиры вступят в силу уже в следующем месяце. Но сегодня нужны меры не столько для предотвращения возникновения подобных ситуаций в будущем, сколько для разрешения сегодняшних проблем. Обсуждаются разные варианты — вплоть до возможности «самостоятельного» выхода из еврозоны. Еще одна тема — усиление роли Европейского фонда финансовой стабильности, увеличение размеров фонда за счет финансового плеча. С момента создания фонда в 2010 г. его условия работы и масштаб менялись. В июне он получил дополнительные права, включая возможность интервенции на первичных рынках и большую кредитоспособность. В июле ставка кредитования EFSF была снижена, и фонду позволили вмешиваться во вторичные рынки.
Теперь обсуждаются новые изменения, в том числе идея о том, что фонд должен быть не просто финансовым инструментом рекапитализации банков, а увеличенным в несколько раз за счет финансового плеча антикризисным механизмом. Но четких договоренностей, как это сделать, у финансовых властей еврозоны пока нет. И глава фонда Клаус Реглинг призывает не ждать чудес: «Не стоит ждать, что уже в декабре появятся сотни миллиардов (евро) для распределения с помощью наших инструментов» (цитата по Frankfurter Allgemeine Zeitung).
Текущих средств фонда может не хватить, если финансовая помощь потребуется Испании, Италии или Франции, которые также ощутили на себе давление долговых рынков.
Что делать с Грецией
Намеки на то, что необходим механизм добровольного выхода из зоны евро, касаются прежде всего Греции. Новый премьер-министр Греции заявил на днях, что удержание страны в зоне евро является приоритетом и единственным способом движения вперед. С политической точки зрения он, наверное, прав, поскольку выход из зоны евро и восстановление собственной валюты — это действительно реставрация системы, существовавшей в прошлом. Но что остается делать, если путь вперед — это тупик? По мнению аналитиков «Альфа-Капитала», сохранение Греции в зоне евро означает одно — повторение дефолта (то, что он есть сейчас, это данность). Показательно, что после выполнения всех требований и реструктуризации к 2020 г. долг Греции упадет до 120% ВВП. Если так, то следующий дефолт — вопрос времени.
Очевидно также, что прецедент «выкидывания» Греции из зоны евро нереален, а ее добровольный выход можно трактовать как экономическое самоубийство. Однако аналитики «Альфа-Капитала» склоняются к тому, что все проблемы греческой экономики способна решить девальвация национальной валюты. Она автоматически снизит уровень жизни (без номинального урезания социальных расходов), но и улучшит конкурентоспособность экономики. Так что шаг назад — это все-таки для Греции путь вперед.