Эксплуатация объектов промышленности, строительства, энергетики, нефтяного комплекса крайне ответственна и связана со специфическими требованиями и правилами безопасности. Контроль промышленной безопасности государство возложило на Ростехнадзор. Каков порядок проведения проверок? Какие виды контроля в отношении указанных объектов предусмотрены законодательством?
Административная ответственность за нарушения в промышленности, строительстве и энергетике предусмотрена главой 9 КоАП РФ. В большинстве статей (составов) в виде санкций закреплены административное приостановление деятельности объекта на срок до 90 суток, а в отдельных случаях — дисквалификация руководителей предприятий.
Основным нормативным актом, регламентирующим контроль и надзор, признается Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).
Документарная проверка
Представители Ростехнадзора вправе запросить любые документы, относящиеся к предмету проверки. Запрос должен быть мотивирован. Указанные в нем документы юридическое лицо представляет в течение десяти рабочих дней в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя или законного представителя. Иногда проверяющие требуют нотариального удостоверения копий документов. Обратите внимание: закон такого права им не дает.
При выявлении ошибок или противоречий в копиях документов юридическое лицо может дать пояснения, а также предъявить дополнительные материалы и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо, проводившее проверку, обязано рассмотреть их.
Выездная проверка
Предметом проверки служат содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие обязательным требованиям работников, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, технических средств, товаров, производимых, используемых и реализуемых юридическим лицом.
Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности проверяемого и целесообразна, если документарная проверка не позволяет убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления видов предпринимательской деятельности, или если оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям невозможно без проведения соответствующего контрольного мероприятия.
Руководитель предприятия (или иное уполномоченное лицо) обязан ознакомиться со следующими документами и фактами:
- с распоряжением о назначении и проведении и проверки;
- полномочиями лиц, проводящих выездную проверку;
- целями и задачами проверки;
- основаниями для проведения выездной проверки;
- видами и объемом мероприятий по контролю;
- составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;
- сроками и с условиями ее проведения.
Представители организации должны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, обеспечить доступ проверяющих на территорию, в здания, строения, сооружения, к оборудованию, иным объектам, техническим устройствам, транспортным средствам.
Все идет по плану
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года согласно ежегодным планам проведения проверок Ростехнадзора и его территориальных органов.
Надо иметь в виду, что годовой план работы территориальных органов Ростехнадзора в части осуществления мероприятий по контролю и надзору должен соответствовать ежегодному плану Ростехнадзора. По общему правилу сведения о планах размещаются на официальном сайте Ростехнадзора. Годовые планы доводятся до сведения подконтрольных организаций или публикуются в Интернете в течение десяти дней после утверждения1. Но это требование не относится к особо важным и режимным организациям.
Территориальный орган Ростехнадзора должен уведомить организацию о плановой проверке не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения. Для этого он направляет копию распоряжения руководителя управления или его заместителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Внеплановая проверка
Законными основаниями для проведения внеплановой проверки могут быть только:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Ростехнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах:
- возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме того, основанием может стать приказ (распоряжение) руководителя Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ.
Ростехнадзор не имеет права проводить проверку исходя из информации, из которой невозможно установить факты, способные стать основанием для проведения проверки. Кроме того, таким основанием не могут служить обращения и заявления заинтересованных лиц, не позволяющие установить факты возникновения угроз и причинения вреда.
О внеплановой выездной проверке юридическое лицо должно быть уведомлено не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом. Если в результате деятельности юридического лица уже фактически причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридического лица о начале внеплановой выездной проверки не требуется.
Обратите внимание: любая внеплановая проверка, проводимая территориальным управлением Ростехнадзора, считается законной и обоснованной, только если она согласована с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица.
Порядок согласования утвержден приказами Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 (в редакции приказа Генерального прокурора РФ от 12.05.2010 № 200) и от 11.08.2010 № 313.
Данная процедура может не соблюдаться, если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и необходимы неотложные меры. В подобной ситуации органы Ростехнадзора вправе приступить к внеплановой выездной проверке незамедлительно, известив об этом органы прокуратуры в течение 24 часов.
Решение органа прокуратуры о согласовании проведения такой проверки или об отказе в согласовании оформляется в письменной форме в двух экземплярах. Один в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган Ростехнадзора. Другой хранится в прокуратуре в отдельном надзорном производстве.
Решение уполномоченных должностных лиц органа прокуратуры о согласовании проведения проверки или об отказе в согласовании может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
Как действовать при проверке
Типовая форма распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора, на основании которого проводится проверка, утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141. При получении распоряжения рекомендуем внимательно изучить его на предмет соответствия требованиям ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ и приложения 1 к названному приказу. Перед проверкой руководитель организации может попросить должностное лицо, осуществляющее проверку, представить для ознакомления заявление о согласовании проверки с органами прокуратуры. Необходимо в полном объеме пользоваться правом непосредственного присутствия (участия) при проверке и давать компетентные и взвешенные объяснения, относящиеся к предмету ее проведения. Рекомендуем возложить функции представителей организации на нескольких должностных лиц — технического специалиста, юриста и сотрудника подразделения безопасности. Их действия должны быть слаженными. Представители организации должны быть нацелены на один результат — противодействие в рамках правового поля незаконному проведению проверки. Зачастую при проверке требуют документы, информация в которых составляет коммерческую тайну. Тогда целесообразно действовать так:
попросить проверяющих сделать отдельный письменный запрос на получение документов, составляющих коммерческую тайну. На этот запрос составить ответ о ее предоставлении. В ответе указать об ответственности за разглашение данной информации;
каждый документ, составляющий коммерческую тайну, передавать проверяющим строго по отдельной описи с обязательным указанием его наименования и реквизитов, количества листов и изготовленных копий.
Сразу по завершении проверки должностные лица проверяющего органа в соответствии с требованиями ч. 1 и 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ обязаны составить акт проверки в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается законному представителю проверяемого юридического лица. Акт составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 РФ № 141.
При получении акта надо проверить его содержание. Необходимо, чтобы дата, время и место проведения проверки, ее вид, дата и номер распоряжения Ростехнадзора о проведении проверки, ее продолжительность, сведения о результатах, выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших нарушения, соответствовали действительности.
Все указанные в акте сведения нужно тщательно сверить и при наличии расхождений обратиться к проверяющим с требованием устранить подобные расхождения. Предупреждаем, что в ответ можно получить отказ. Тогда необходимо подписать акт с имеющимися возражениями (можно на отдельных листах) и вручить его проверяющему лицу, чтобы он поставил подпись.
Если составленные первоначально возражения окажутся неточными или неполными, их можно дополнить в течение 15 дней с даты получения акта.
1 Пункт 44.9.2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экономическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технологических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 280.