Чиновники, похоже, всерьез решили заняться наболевшей проблемой возврата налогов, по ошибке перечисленных на счет органа Федерального казначейства другого субъекта РФ. В дополнение к письму Минфина России от 10.08.2011 № 02-04-09/3641, в котором приведен механизм возврата налогов в рассматриваемой ситуации, финансисты издали уточняющий документ — письмо от 02.11.2011 № 02-04-10/4819.
Суть проблемы
С проблемой возврата налогов, ошибочно зачисленных на счет УФК другого субъекта РФ, наверняка сталкивались многие. Дело в том, что механизм возврата таких сумм не регламентирован ни ст. 78 НК РФ, ни п. 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н. Напомним, что п. 12 указанного Порядка регулирует возврат излишне уплаченных в бюджет денежных средств, не относящихся к налоговым платежам.
Поэтому, получив от налогоплательщика заявление о возврате названных сумм в порядке ст. 78 НК РФ, инспекция, как правило, бездействует (см., например, постановление ФАС Московского округа от 24.01.2011 № КА-А40/17425-10).
Между тем ситуация не из приятных: налоговики не могут принять решение об уточнении платежа, поскольку денежные средства не зачислены на соответствующий счет органа Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ). Кроме того, обязанность по уплате налога не признается исполненной (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ) и у компании образуется недоимка со всеми вытекающими последствиями в виде пеней и штрафов. К тому же вернуть ошибочно уплаченные деньги налогоплательщик не может.
Пока чиновники решают, компании судятся
До сих пор решительных шагов на пути комплексного решения этой проблемы не предпринималось. Во всяком случае таких, которые принесли бы реальную пользу налогоплательщикам. Вместе с тем проблема обозначена давно. Еще в письме Минфина России от 19.12.2006 № 03-02-07/2-122 отмечалось, что непризнание обязанности по уплате налога, исполненной в случае, когда налогоплательщик сделал в платежке ошибки, повлекшие перечисление этой суммы налога в бюджетную систему РФ на другой счет Федерального казначейства, не влечет изменения сущности этого платежа. Платеж не утрачивает природы налога, и, как следствие, право плательщика на возврат ему излишне уплаченной суммы в порядке ст. 78 НК РФ ничем не ограничивается. В том же письме финансисты указали, что по предложению ФНС России такой платеж должен возвращаться органами Федерального казначейства по месту зачисления налога, для чего нужно подготовить изменения в ст. 78 НК РФ, разработать порядок возврата и т.д.
А пока, как говорится, суд да дело, компании успешно добиваются возврата «своих кровных» в судебном порядке (см. постановления ФАС Московского округа от 24.01.2011 № КА-А40/17425-10, Северо-Западного округа от 27.12.2010 № А13-19235/2009 и от 27.12.2010 № А13-19233/2009).
Минфин решил проблему
В письме от 10.08.2011 № 02-04-09/3641 финансовое ведомство предложило подконтрольным госорганам порядок возврата, который будет регулировать ситуацию до внесения в действующее законодательство необходимых изменений. Минфин указал, что ошибочно перечисленные налоговые платежи возвращаются плательщику ОФК по месту зачисления таких сумм в бюджет в качестве невыясненных поступлений.
УФНС России по субъекту РФ, в котором компания-плательщик состоит на налоговом учете, направляет в УФНС России по месту ошибочного зачисления платежа письмо с приложением копии заявления организации о возврате налога. На основании полученных документов региональное УФНС, на территории которого зачислен платеж, готовит по форме, разработанной Минфином России, письменное обращение в орган Федерального казначейства этого субъекта РФ. После этого ОФК возвращает платеж компании в соответствии с Порядком. При этом в поле «Назначение платежа» расчетного документа орган Федерального казначейства указывает, что производится возврат ошибочно перечисленного налогового платежа, и приводит дату и номер письменного обращения УФНС России по месту ошибочного зачисления денежных средств. ОФК, осуществивший возврат, в трехдневный срок после получения из банка электронной копии платежки направляет ее в УФНС России по субъекту РФ, на территории которого был ошибочно зачислен платеж.
Спустя время финансисты спохватились, что в письме прописан только алгоритм возврата, но не установлены сроки. В принципе понятно, что общее время на совершение всех действий, включая непосредственно возврат суммы налога, должно уложиться в установленный ст. 78 НК РФ месячный срок со дня получения заявления. Но всем известно, как процесс может затянуться на практике. Эта оплошность исправлена в письме Минфина России от 02.11.2011 № 02-04-10/4819, в котором предложенный механизм расписан по дням. Кроме того, финансисты уточнили круг «действующих лиц» и некоторые другие детали возврата.
Так, письменное обращение по форме, разработанной Минфином России, оформляется теперь территориальным налоговым органом по месту учета организации. Инспекция оформляет документ в течение десяти рабочих дней после получения от компании заявления о возврате налога и через свое УФНС направляет обращение и скан-образ заявления в электронном виде в УФНС по месту зачисления платежа. Получив указанные документы, УФНС России по месту зачисления платежа должно не позднее следующего рабочего дня направить их соответствующему органу Федерального казначейства. В платежке, оформляемой для возврата, в поле «Назначение платежа» вместо реквизитов письменного обращения УФНС России по месту ошибочного зачисления налога теперь отражаются ИНН и КПП инспекции, в которой состоит на учете плательщик.
Финансисты предусмотрели ситуацию, когда у инспекции нет информации о зачислении платежа на счет УФК другого субъекта РФ. В этом случае инспекция должна через свое УФНС направить соответствующий запрос в УФНС по месту зачисления платежа. Делается такой запрос в течение двух рабочих дней с даты поступления в инспекцию заявления о возврате. Налоговые органы субъекта РФ, в котором ошибочно зачислен платеж, должны подтвердить это не позднее двух рабочих дней с даты получения запроса.
Уточнено также, что в случае отказа банком в проведении платежа УФК по месту зачисления денежных средств орган Федерального казначейства в трехдневный срок обязан вернуть документы налоговикам с указанием причины возврата.