Глубинка просит справедливости и немного денег

| статьи | печать

Идея помощника президента Аркадия Дворковича о замене налогом с продаж НДС для децентрализации финансирования не находит пока отклика в сердцах работников местных органов самоуправления. Во всяком случае на последнем круглом столе «Справедливое распределение финансовых средств в регионы и муниципалитеты как условие повышения качества жизни граждан» с мест исходили иные инициативы.

Справедливость, возможно, восторжествует после того, как в декабре представят доклады главе государства две правительственные рабочие группы по перераспределению полномочий между уровнями публичной власти — федеральной, региональной и муниципальной.

Куда уходят налоги

Во всяком случае надежда на это появилась, когда стало известно, что единственное действующее объединение муниципальных образований национального масштаба — Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) направил свое видение реального наполнения финансовых потоков в местные бюджеты в экспертные группы двух вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина. Произошло это после состоявшегося в середине ноября круглого стола «Справедливое распределение финансовых средств в регионы и муниципалитеты как условие повышения качества жизни граждан».

Настало время для принятия решений непосредственно в интересах каждого человека, считает руководитель ВСМС, председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Геннадий Тимченко. Причем граждане должны принимать непосредственное участие в обсуждении и реализации решений о пополнении и разумном расходовании финансовых ресурсов. По мнению депутата, граждане должны знать, на что расходуются деньги — на строительство дорог или благоустройство дворов, на медицинское обслуживание или образование, а может, на все вместе.

Глава администрации сельского поселения Михайловского Тверской области Леонид Костин тоже убежден, что «человек должен понимать, что те средства, которые он непосредственно перечисляет из своей зарплаты, будут потрачены на ту территорию, где он непосредственно живет». Тогда он может спросить, почему не отремонтирована, например, конкретная дорога на его деньги, взысканные в виде транспортного налога.

Говорят, что достоинство гражданина выражается и в том, насколько он ощущает себя эффективным налогоплательщиком. Якобы только после этого он может стать ответственным избирателем. Если человек видит, как тратятся взимаемые с него налоги и понимает, зачем их так тратят, он задумывается, насколько разумно расходуются средства. С этого и начинается реальное участие конкретного человека в становлении гражданского общества в конкретном муниципальном образовании. Но это возможно исключительно при децентрализации полномочий и их финансовом обеспечении, что должно стать итогом работы правительственных групп.

Несправедливость налогообложения очевидна

Пока фискальная политика государства действует, как пылесос, финансово опустошая периферию и наполняя единый мешок под названием «федеральный бюджет». Так, сбор НДФЛ в г. Домодедове Московской области составляет почти 700 млн руб. Из них в виде субвенций из бюджетов выше рангом возвращается в муниципалитет 360 млн. В городской округ входят 150 населенных пунктов, в которых проживает 140 000 человек. Примерно треть из них — плательщики земельного налога, остающегося полностью в местном бюджете. Суммы платежей абсолютно необременительные для семейных бюджетов, а собираемость налога чуть выше 10%. И никому дела нет. Три года городская администрация бьется в двери восьми федеральных и региональных ведомств, так или иначе ответственных за налоговые поступления, чтобы договориться, кто за что отвечает. Результат нулевой.

Глава городской администрации Дмитрий Городецкий уверен, что надо разрешить органам местного самоуправления администрирование хотя бы части налогов. Тогда в поле зрения и сферу ответственности местной власти попадут как минимум 1800 обособленных подразделений различных компаний с головными офисами в других регионах и даже за границей. Ведь они, говорит сити-менеджер, «работают у нас, небо коптят у нас, а налоги платят в более благополучных субъектах». И это говорит руководитель муниципального образования с бюджетом, сопоставимым с бюджетом не самого маленького субъекта Федерации. Что в таком случае имеют в своей казне муниципалитеты, благополучие бюджетов которых зависит от межбюджетных трансфертов извне?

Ситуация на многих территориях доведена до абсурда: местные органы власти не только не могут выполнять свои обязанности, предоставленные законом, они не могут себя прокормить. По признанию Л. Костина, в стране огромное количество муниципалитетов пытаются понять, как выкроить деньги из района, из области, чтобы до конца года администрацию содержать, коммунальные услуги, например, оплатить и зарплату людям выдать.

Есть надежда, что состоявшийся круглый стол — первое, но не последнее обсуждение темы несправедливого в отношении муниципалитетов налогообложения и за словами последуют дела.

Предложения Всероссийского совета местного самоуправления по укреплению доходной базы местных бюджетов:

  • не менее чем на 10 п.п. увеличить норматив отчислений, зачисляемых в местные бюджеты, от НДФЛ;
  • в размере 100% закрепить за местными бюджетами поступления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • ввести местный налог на недвижимость, объединяющий земельный налог и налог на имущество физических лиц, и взимать его на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества, исключая при этом за счет компенсационных льгот или выплат увеличение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения;
  • в размере не менее 2—3 п.п. закрепить за местными бюджетами долю отчислений по налогу на прибыль;
  • закрепить за местными бюджетами норматив отчислений от транспортного налога на формирование муниципальных дорожных фондов для финансирования строительства и ремонта местных дорог;
  • взимать НДФЛ по месту жительства (регистрации) налогоплательщика;
  • передать органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов РФ права администрирования местных и региональных налогов;
  • отменить льготы по земельному налогу для крупных государственных собственников;
  • снизить уровень зависимости муниципальных образований от межбюджетных трансфертов посредством увеличения доли доходов местных бюджетов, полученных из закрепленных на долговременной основе налоговых и неналоговых источников;
  • исключить из уровня дотационности средства, перечисляемые в местные бюджеты в виде субсидий.

ИСТОЧНИК: Всероссийский совет местного самоуправления

Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты в переходный период вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131­ФЗ, %

Налоги и сборы

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Налог на прибыль (ставка)

7

7

НДФЛ

50

50

30 30


Налог на игорный бизнес

30

50

Акцизы:





— на водку и ликеро­водочные изделия

5

35

— на прочую алкогольную продукцию

10

10

Налог с продаж

60

отменен



Единый сельскохозяйственный налог

30

30

ЕНВД

45

75

90

90

Налог на имущество организаций

50

50

Налог на имущество физических лиц

100

100

100

100

Налог на наследование и дарение

100

100

отменен


Земельный налог

50

50

100

100

Налог на добычу общераспространенных

100

100

полезных ископаемых





Плата за негативное воздействие

54

54

40

40

на окружающую среду





Сбор на благоустройство

100

отменен



Источник: Институт экономики города

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы, % от ВВП

Год

Федеральный

Региональные

Местные


бюджет

бюджеты

бюджеты

2006

23,3

11,8

5,7

2007

23,4

12,2

5,9

2008

22,5

12,4

5,8

2009

18,8

12,8

6,2

2010

17,4

12,6

5,8

Источник: Институт экономики города